Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
25.05.2019
23:52
WOOD.RU > Отраслевые издания > Российская лесная газета > Архив за 2005 год
  Отраслевые книги издательства МГУЛ
Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
Лесная отрасль
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
 
Информация портала
Поиск
25/04 Информация о журнале "ЛПК Сибири" №1 (9), март 2019 года
04/04 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №1 (50) (март 2019 года)
17/01 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №4 (49) (декабрь 2018 года)
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

"Российская лесная газета" № 19 (97) от 27.05.2005

Лесной кодекс: у опасной черты?

В статье по возможности сохранены форматирование, орфография и пунктуация оригинального сайта "Российской лесной газеты". Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о размещении архива газеты на портале WOOD.RU.

Государственная Дума одобрила проект Лесного кодекса РФ в первом чтении. Это произошло при том, что в ходе парламентских слушаний и на рабочей группе были высказаны серьезные, принципиальные замечания, при неустранении которых Лесной кодекс может превратиться в мину незамедлительного действия для лесного хозяйства и лесопользования.

  

О собственности на лес

 

Первый и наиболее волнующий общественность вопрос - в чьей собственности будет находиться лесной фонд? Несмотря на то, что в проекте исчезли радикальные предложения, направленные на передел собственности на леса путем всеобщей приватизации лесного фонда через аукционы, угроза потери государственной собственности на леса остается реальной. Не получив общественной поддержки по этому вопросу на стадии подготовки проекта Лесного кодекса, разработчики не отказались от идеи приватизации лесов, а только изменили тактику. Суть их предложений сводится к введению частной собственности на участки земель из состава лесного фонда, для чего предлагается разработать отдельный федеральный закон об обороте земель лесного фонда.

 

В этой связи есть необходимость еще раз рассмотреть вопрос, является ли частная собственность панацеей для лесного хозяйства страны.

 

О чем говорит опыт других стран?

 

Рассмотрим Канаду и США, которые близки России по запасам леса.

 

В Канаде в государственной собственности находится немногим более 90% леса. Основным механизмом передачи лесов в пользование является аренда. Несмотря на это, сами канадцы выделяют в числе серьезных недостатков незаинтересованность арендаторов в улучшении лесов и в сохранении других полезностей леса.

 

В США 70% лесов находится в частном владении. Правительству США постоянно приходится изыскивать способы воздействия на частных лесовладельцев или оказания последним государственной поддержки в целях обеспечения устойчивости и неистощительности лесопользования, преодоления деградации окружающей природной среды в рамках специальных государственных программ.

 

Этот опыт показывает, что даже при передаче леса в частную собственность государство должно вкладывать значительные бюджетные средства в лесное хозяйство, в том числе и в его негосударственный сектор.

 

О сроках аренды

 

Очень тесно с проблемой собственности на лес связан вопрос о сроках аренды участков лесного фонда. В проекте Лесного кодекса заложена норма, позволяющая брать лесной фонд в долгосрочную аренду на срок до 99 лет. Этот срок аренды юридически закреплен в Федеральном законе № 199 от 29 декабря 2004 года. Какими критериями пользовались законодатели, устанавливая эту норму, непонятно, так как серьезных лесоводственных, экономических и других обоснований целесообразности установления срока аренды до 99 лет не было сделано. Опыт той же Канады показывает, что вполне достаточным может быть срок долгосрочной аренды до 25 лет, но с правом продления через каждые пять лет на следующее пятилетие после детальной проверки условий выполнения договорных обязательств. Такая аренда предоставляется в основном крупным компаниям, имеющим в своем составе целлюлозно-бумажные комбинаты и берущим на себя обязательство вести лесное хозяйство по тщательно разработанным стратегическим планам, утвержденным органами государственного управления лесами.

 

Доводы разработчиков проекта Лесного кодекса о том, что такой срок позволяет создать условия для привлечения инвестиций в лесной сектор и увеличить переработку заготавливаемой древесины, неубедительны.

 

Государство, вводя в практику лесопользования сроки аренды участков лесного фонда сроком на 99 лет, не активизирует инвестиционные процессы в лесном секторе экономики, а замораживает состав и структуру лесопользователей и тем самым теряет рычаги реагирования на изменение экономической и деловой конъюнктуры, за поддержание требуемого уровня конкуренции в лесопромышленной деятельности. За 99 лет не только сменится персональный состав арендаторов, а произойдут и другие изменения, касающиеся экономической и структурной политики в стране и в отрасли.

 

О правах и обязанностях арендаторов

 

Отдельно стоит вопрос, насколько эффективны предложения по передаче ведения лесного хозяйства в ведение арендаторов, заключивших договоры долгосрочной аренды участков лесного фонда. Из текста проекта нет ясности, кто и как будет платить за ведение лесного хозяйства. Если разработчики планируют, что это должно лечь полностью на расходы лесозаготовителей, то они методологически совершают ошибку, так как финансирование лесного хозяйства собственником никто не отменял. Возложение дополнительных расходов ведения лесного хозяйства на арендаторов создает неравные условия для лесопользователей, обязанных вести лесное хозяйство, по сравнению с арендаторами, получающими право лесопользования на основе краткосрочной аренды. Это отрицательно отразится на положении лесопромышленников на внутреннем и внешнем товарных рынках. Аналогичную картину мы наблюдаем и в настоящее время, когда наряду с древесиной, заготовленной лесопромышленниками, в продаже появляется древесина, заготовленная лесхозами и отпущенная различным категориям льготников, не обремененных платой за древесину, отпускаемую на корню, а также древесина от незаконных рубок.

 

В целях исключения такой ситуации следует предусмотреть, что финансирование работ по охране и воспроизводству лесов на участках, переданных в аренду с ведением лесного хозяйства или в доверительное пользование, производится за счет средств собственника на основе заключенных между ними договоров. При этом средства на ведение арендатором лесного хозяйства в пределах установленных нормативов, не компенсированные в полном объеме собственником, должны быть включены в состав расходов, уменьшающих базу для налогообложения. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство.

 

Об аукционах

 

Наиболее острое неприятие в среде специалистов вызывает положение проекта Лесного кодекса, определившее единственным способом передачи участков лесного фонда в пользование через аукционы. По этому вопросу высказаны многочисленные контрдоводы, которые не услышаны разработчиками Лесного кодекса. Их аргументы в пользу аукционов элементарно просты - кто заплатил на аукционе больше денег, тот и получает право на заключение договора аренды участка лесного фонда. Минэкономразвития России не волнует победитель конкурса: является ли он лесопромышленником, имеющим перерабатывающие мощности и уже вложившим определенные средства в развитие инфраструктуры лесозаготовок, или это коммерческая структура, ориентированная на спекулятивную деятельность в лесу - через передачу арендованных ими участков лесного фонда в субаренду лесопромышленникам. Равно как не волнует, что потенциальными лесопользователями могут стать иностранные фирмы, экономически не заинтересованные в развитии лесопереработки на территории Российской Федерации.

 

Учитывая неблагоприятное финансовое положение большинства лесозаготовительных предприятий, создается такая ситуация, что федеральная власть скажет традиционным лесопользователем: не можете платить на аукционах, выметайтесь из леса, ваше место займут другие, в чьих интересах подготовлен проект Лесного кодекса. Это ли имел в виду президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 12 февраля 2004 года перед доверенными лицами в МГУ, заявляя, что новый Лесной кодекс должен положить конец "разбазариванию" лесных ресурсов?

 

Вместе с тем не выдерживает критики и экономическое обоснование преимуществ аукционов. Проектируемые поступления от лесных аукционов в бюджетную систему страны не смогут перекрыть потенциальные поступления от предприятий по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины.

 

В настоящее время государство получает от лесного хозяйства 6,3 млрд. руб. лесного дохода, в то время как от лесопромышленной деятельности в бюджетную систему страны поступает 18 млрд. руб., или в 3 раза больше. Интенсивное развитие лесопромышленного комплекса на основе одобренной тем же Минэкономразвития России Стратегии развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на период до 2015 года может обеспечить почти десятикратное превышение поступлений в бюджетную систему от отечественной лесоперерабатывающей промышленности в сравнении с потенциальным лесным доходом.

 

О том, что высокая ставка аренды не может быть определяющей, свидетельствует и зарубежный опыт. В Канаде средняя арендная плата за 1кубометр древесины на корню составляет 15 - 18 долларов США, что обеспечивает при годовом объеме вывозки древесины в 180 млн. кубометров и получение дохода в сумме 2,7 - 3,2 млрд. долларов США. Одновременно только от экспорта лесоматериалов, где преобладающее место занимает продукция деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, Канада получает ежегодно более 22 млрд. долларов США. Экспорт Российской Федерации составил в 2004 году 7 млрд. долларов США при тех же 180 млн. кубометрах заготовленной древесины.

 

При этом надо иметь в виду, что существующая в настоящее время практика проведения лесных аукционов показывает, что древесина, заготовленная победителями этих аукционов, поступает, как правило, на экспорт в необработанном виде, а не в дальнейшую переработку на территории Российской Федерации.

 

Где искать выход?

 

Выход из этой ситуации видится в разумном расширении механизмов доступа к лесным ресурсам, включая: аукционы при краткосрочном лесопользовании; аукционы или конкурсы с обязательными инвестиционными и социальными условиями; концессии участков лесного фонда. При этом аукционы и конкурсы должны проводиться для экономически доступных лесов, а концессия - на особо оговариваемых условиях в резервных лесах и во вновь осваиваемых лесных массивах.

 

Особо следует подчеркнуть важность введения в проект Лесного кодекса положения о концессиях, не дожидаясь выхода специального федерального законодательства по этому вопросу. Только концессия позволяет четко определить для потенциального лесопользователя инвестиционные и социальные требования к нему, определить преференции для концессионера, позволяющие стимулировать лесной бизнес и учесть интересы государства. Концессия участков лесного фонда гарантированно обеспечивает привлечение в лесной сектор эффективных лесопользователей.

 

Остается открытым в проекте Лесного кодекса также вопрос о резервировании лесов для крупных целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий. Вопрос не идет о возврате к практике планового развития экономики, когда за такими предприятиями закреплялись лесосырьевые базы. Проблема состоит в том, что в Лесном кодексе должны быть заложены определенные гарантии получения в аренду участков лесного фонда на весь период эффективной эксплуатации крупных мощностей в целлюлозно-бумажной промышленности.

 

Учет интересов отечественных лесопромышленников в новом варианте Лесного кодекса является гарантией повышения эффективности лесного хозяйства. Опыт большинства стран показывает, что без высокоэффективной лесопромышленной деятельности невозможно эффективное ведение лесного хозяйства. Недостатки в развитии лесного хозяйства Российской Федерации в последние годы тесным образом увязаны с глубоким и продолжительным экономическим и структурным кризисом в лесопромышленном комплексе. Будет эффективно работать лесопромышленный комплекс - будут и необходимые средства на полномасштабное ведение лесного хозяйства.

 

Хватит ли Государственной Думе политической и экономической мудрости взвесить все "за" и "против" в новом проекте Лесного кодекса, учесть мнение профессионалов и не поддаться давлению разработчиков-либералов, не знающих реальных проблем в лесном секторе экономики, покажет второе чтение проекта, назначенное на июнь текущего года.

Николай Бурдин

Изображения, используемые в статье, иллюстрирующие статью или являющиеся ее частью:


Все статьи "Российской лесной газеты" № 19 (97) от 27.05.2005:

[ лесная газета | архив за 2005 год ]

Интернет-портал лесной отрасли WOOD.RU
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»