Книги по деревообработке издательства Московского государственного университета леса (МГУЛ)
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
25.05.2019
23:55
WOOD.RU > Отраслевые издания > Российская лесная газета > Архив за 2005 год
  Учебное пособие «Фитопатология»
Каталог фирм лесной отрасли
Лесная отрасль
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
 
Информация портала
Поиск
25/04 Информация о журнале "ЛПК Сибири" №1 (9), март 2019 года
04/04 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №1 (50) (март 2019 года)
17/01 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №4 (49) (декабрь 2018 года)
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

"Российская лесная газета" № 47-48 (125-126) от 30.11.2005

На повестке - "Большая восьмерка"

Участники Министерской конференции ЕСА ФЛЕГ - о перспективах борьбы с нелегальным оборотом древесины

В статье по возможности сохранены форматирование, орфография и пунктуация оригинального сайта "Российской лесной газеты". Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о размещении архива газеты на портале WOOD.RU.

Илья Клебанов,
полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе:

- Незаконная рубка лесов, нелегальный оборот заготовленной древесины и другие лесонарушения ухудшают имидж лесной промышленности России, наносят значительный ущерб экономике и это отражается в первую очередь на добросовестных лесопромышленниках и в целом на государственном лесном секторе. Борьба с нелегальными рубками древесины и лесонарушениями не должна ущемлять права честного бизнеса.

В целом устранение негативных последствий лесных нарушений возможно осуществить на основе усовершенствованного законодательства, внедрения новых технологий в лесопромышленный комплекс, развития лесной инфраструктуры. Необходимо внедрение эффективных методов контроля за лесопользователями, увеличение спроса на легальную древесину, повышение уровня оплаты труда в лесном секторе.

Что касается Северо-Западного федерального округа, то, несмотря на высокий уровень нелегальной заготовки, в регионе ведется активная борьба с незаконным бизнесом на всех уровнях. Федеральная, региональная, муниципальная власть и сам бизнес разрабатывают и внедряют различные программы по борьбе с нелегитимной рубкой древесины, продажей незаконного леса и другими лесонарушениями. Северо-Западный федеральный округ уже сейчас активно участвует в процессе ЕСА ФЛЕГ и в будущем внесет заметный вклад в дело развития движения правоприменения и управления в лесном секторе стран Европы и Северной Азии. Надеюсь, что нам хватит сил и энергии осуществить все начинания, которые обсуждали в ходе переговорного процесса по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе, на пользу лесного международного бизнеса. Желаю всем успехов.

Валерий Рощупкин,
руководитель Федерального агентства лесного хозяйства:

- Участие в процессе ЕСА ФЛЕГ и работа по подготовке конференции дали дополнительный импульс развитию наших национальных программ и проектов в сфере совершенствования лесоуправления, в том числе - борьбы с незаконными рубками.

В настоящее время российский законодатель рассматривает новую редакцию Лесного кодекса. В контексте нашей конференции важно подчеркнуть, что в нем будут содержаться принципиальные новации во всех сферах лесоуправления. Прежде всего в части либерализации доступа к лесным ресурсам, совершенствования практики лесопользования и организации лесохозяйственных работ, последовательного разделения функций лесоуправления, государственного надзора и хозяйствования в лесном секторе.

За прошедшие два года в России шла реализация долгосрочных программ в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности. Нами отработана новая схема профилактики и борьбы с лесными пожарами. На уровне федерального центра главный акцент сделан на профилактические мероприятия, а также на освоение технологий оперативного обнаружения пожаров, в том числе аэрокосмических.

За счет увеличения объемов лесопатологического мониторинга, а также повышения эффективности истребительных и профилактических мероприятий удалось добиться троекратного сокращения очагов распространения вредителей и болезней леса.

В России принят межведомственный план действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных, таможенных, налоговых, по предотвращению незаконных рубок леса. Привлекая потенциал всех заинтересованных органов, мы начинаем пресекать нарушения по всей цепочке оборота лесной продукции: заготовке, транспортировке, торговле, экспорту, первичной обработке.

В сфере борьбы с лесонарушениями и, одновременно, в целях повышения точности и объективности оценки лесного ресурса в России освоен принципиально новый подход, основанный на широком применении аэрокосмического мониторинга и геоинформационных технологий. Этот подход обеспечивает резкое расширение масштабов контроля, повышение достоверности и исключение так называемого субъективного фактора в пресечении незаконной деятельности в лесу.

Валентин Степанков,
заместитель министра природных ресурсов РФ:

- Россия, лесной потенциал которой оценивается как часть всех мировых лесных ресурсов, несет особую ответственность за сохранность и устойчивое управление этими ресурсами. И мы хорошо это понимаем. Мы знаем, насколько трудная стоит перед нами задача в решении проблем, которые поднимаются на этой конференции и которые нам придется вместе решать в будущем.

Я уверен, что собравшиеся на Министерской конференции ЕСА ФЛЕГ люди небезразличны к тем проблемам, которые были обозначены в ходе работы конференции и которые нам предстоит решить в будущем. Проблемы сложные, тяжелые. Их невозможно решить в одиночку. Их также невозможно решить быстро. Мы все понимаем, что только планомерная, настойчивая и активная работа будет иметь положительный эффект. Хочу выразить уверенность в том, что мы обязательно будем развивать сотрудничество в области тех проблем, которые мы здесь обсуждаем, без решения которых просто невозможно эффективное развитие лесной отрасли как в отдельно взятой стране, так и в регионе в целом.

Дмитрий Чуйко,
директор по развитию корпорации "Илим Палп":

-  Следует отметить три важных особенности прошедшей конференции. Во-первых,  высокий уровень участников и широкую представленность ведущих мировых "лесных" стран-членов ФЛЕГ.  Во-вторых, итоговая декларация была подписана единым списком, а не разделена на группы, как предлагали некоторые делегации. В-третьих, во время обсуждений использовался комплексный подход, который предполагает учет мнений всех заинтересованных сторон - государственных органов, гражданского общества и бизнеса. Итоговая декларация ФЛЕГ носит конкретный характер и предполагает разработку и реализацию реальных проектов по борьбе с нелегитимными рубками. Проблема нелегальных заготовок - это проблема не только заготовителей леса, но и его переработчиков и покупателей. Как представитель компании, которая участвовала в Министерской конференции со стороны бизнеса, отмечу, что многие проекты, направленные на борьбу с нелегитимными рубками, уже реализуются в России крупными вертикально-интегрированными структурами.

Корпорация "Илим Палп" внедряет комплекс мер, направленных на борьбу с нелегитимными заготовками. Добровольная лесная сертификация, лидером которой в России является "Илим Палп", - один из самых действенных способов противодействия нелегальным рубкам. В настоящее время корпорация сертифицировала 1,589 млн. гектаров в соответствии с принципами Лесного попечительского совета (FSC).

Корпорация внедряет современные информационные технологии, что позволит проводить учет и контроль на всех технологических стадиях: от заготовки до переработки древесины. "Илим Палп" владеет самым мощным парком современной многооперационной техники в России, которая позволяет контролировать объем и сортиментную структуру заготавливаемой древесины.

Шигео Катсу,
вице-президент Всемирного банка:

-  Это была хорошо подготовленная и весьма продуктивная конференция. В ней участвовали более 280 человек из 45 стран - включая делегации правительств стран-производителей и потребителей, наблюдателей основных групп заинтересованных сторон, таких как гражданское общество и частный сектор, региональные и международные организации. Все участники очень напряженно работали на протяжении последних месяцев, и особенно на этой неделе, для разработки и принятия согласованной санкт-петербургской Министерской декларации и Индикативного плана действий.

Мы благодарим правительство РФ и наших партнеров в министерстве природных ресурсов РФ и Федеральном агентстве лесного хозяйства за то, что они обеспечили организацию созыва такого представительного собрания.

Мы также выражаем благодарность правительствам Дании, Финляндии, Германии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Великобритании, Соединенных Штатов Америки за их существенную и своевременную финансовую поддержку в организации данной конференции и властям города Санкт-Петербурга - за ее проведение.

Принятый основной документ конференции - это выражение политической воли на высоком уровне стран-участниц конференции, что свидетельствует о значительном улучшении правоприменения и управления в лесном секторе региона Европы и Северной Азии.

Важно, что обсуждения, проходящие на конференции, дают возможность осознания того, каким образом могут быть оценены результаты этой работы. В частности, они должны вести к повышению жизненного уровня населения, зависящего от лесных ресурсов, более надежному инвестиционному климату в отраслях промышленности лесного сектора, более широкому вовлечению гражданского общества в управление лесным сектором.

Мы твердо убеждены в жизнеспособности рекомендаций конференции - основанных на исключительном уровне конструктивного сотрудничества с частным сектором и гражданским обществом. ЕСА ФЛЕГ является хорошим примером того, каким образом эти две группы заинтересованных сторон могут создать продуктивное партнерство и выработать консолидированную позицию.

Мы высоко ценим политическую поддержку наших инициатив со стороны стран-участниц Евросоюза, США, Канады, Китая и Японии и особенно приветствуем готовность России поддержать эту инициативу на высоком политическом уровне на предстоящей в 2006 году встрече стран "Большой Восьмерки".

Кристалина Георгиева,
директор по России Всемирного банка:

-  Найти правонарушителя и "вытащить его за ушко да на солнышко" - это еще не решение проблемы.  Производители и потребители, импортеры и экспортеры, правительства, представители промышленности и гражданского общества - от всех них в равной степени зависит принятие практических и долгосрочных решений для борьбы с нерациональным лесоуправлением. Ключом к успеху является открытый и компетентный диалог по сложным вопросам. Необходимо "за деревьями видеть лес" - то есть социальные, экономические и институциональные корни нерационального лесоуправления. 

Переговорный процесс по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии начался и уже идет во многих странах региона. В России ведутся многочисленные обсуждения на самых разных уровнях - семинары неправительственных организаций, региональные и межведомственные совещания, общенациональные промышленные форумы, "круглые столы" по вопросам торговли, парламентские слушания. Взаимодействие и прямой диалог между промышленностью и гражданским обществом осуществляются на беспрецедентном уровне. Кульминацией стала совместная позиция по проблематике FLEG, выработанная на недавней встрече "Лесного диалога", которая также состоялась здесь, в Петербурге. Эта позиция представлена на конференции и предложена для рассмотрения правительственными делегациями.

Составление рабочего проекта Министерской декларации и Индикативного перечня действий также стало очень открытым и прозрачным процессом. Все заинтересованные стороны получили возможность сделать замечания по базовому рабочему документу. По результатам в текст были внесены предложенные поправки, и только после этого он был вынесен на обсуждение правительственным делегациям.

Теперь задача заключается в том, чтобы воплотить эту энергию и большую заинтересованность всех сторон в конкретные шаги на национальном, региональном и международном уровнях, непосредственный результат которых можно будет измерить на практике через 3-5 лет.

Всемирный банк и другие члены международного сообщества используют свои знания и финансовые ресурсы для того, чтобы помочь наиболее эффективно претворить решения ЕСА ФЛЕГ в жизнь.

Джон Хадсон,
старший советник департамента международного
развития Великобритании:

- В этом году вопросы правоприменения и управления в лесном секторе были также включены в повестку дня работы "Большой восьмерки". В 2005 году в большой восьмерке председательствует Великобритания. В 2006 году будет председательствовать Россия.

Процесс ФЛЕГ был включен в качестве одного из компонентов Программы действий по лесам 1998-2002 годов. В 2005 году эта тема была вновь вынесена на обсуждение в качестве одного из двух пунктов повестки дня встречи министров охраны окружающей среды и развития стран "Большой восьмерки", проходившей в Великобритании в марте этого года.

На встрече было решено осуществить ряд мер с последующим контролем хода их реализации.

В основе решения о включении этой темы в программу работы "большой восьмерки" лежит понимание того, что страны "Большой восьмерки" могут и должны уделять больше внимания решению этой проблемы не только как страны производителя древесины, но и в качестве партнеров по развитию и торговле.

В странах "Большой восьмерки" произрастает большая часть лесов (я говорю это со всей скромностью гражданина небольшой страны, где покрытые лесом земли занимают лишь 12% территории). На них также приходится значительная доля международной торговли лесной продукцией и официальной помощи программам развития. Страны "Большой восьмерки" обладают значительным влиянием, при этом не следует сбрасывать со счетов примера, который они могут подать.

В своих действиях страны "Большой восьмерки" также исходят из наличия взаимосвязи между этой работой и более общими обязательствами в области развития и охраны окружающей среды, например теми, которые были приняты на Саммите Тысячелетия и Всемирном саммите по устойчивому развитию.

И именно о наличии этой связи напоминают нам кампании, проводимые неправительственными организациями, а также общественность и парламентарии.

За последний год в государственной организации Великобритании, в которой я работаю, побывали, по меньшей мере, пять групп парламентариев других стран. Все они затрагивали тему управления и правоприменения в лесном секторе. Ежегодно наши министры получают от общественности тысячи писем на эту тему, притом только в прошлом месяце было получено более 3 тысяч таких писем.

Вопрос этот волнует авторов всех этих писем, и некоторые из них надеются на результативность настоящей конференции. Не будем же разочаровывать их!

Рагнар Фриберг,
вице-президент по вопросам корпоративной ответственности,
"Лесной сектор" концерна "Стора Энсо":

- Данная инициатива позволила узнать о процессе разработки важного государственного документа.  Очень впечатлило, с какой энергией и преданностью участники готовы решать сложные вопросы и преодолевать трудности.  Нам была предоставлена уникальная возможность высказывать свое мнение при обсуждении вопросов государственного уровня. Нашим предложениям уделялось должное внимание, и они повлияли на внесение конкретных изменений в документ.

Нелегальные рубки и, соответственно, торговля древесиной являются очень серьезным и важным вопросом для мировой лесной отрасли.  Они подрывают устойчивое ведение лесного хозяйства и искажают ситуацию на рынке, оказывают негативное влияние на окружающую среду и на социальную сферу, ведут к нездоровой конкуренции и заниженным ценам и разрушают репутацию лесной отрасли в целом.

Разработка данного документа в рамках инициативы и полученные личные связи могут значительно повлиять на усилия в борьбе с нелегальными рубками. Но разработка и создание самого документа - это только начало.  Теперь начинается настоящая работа - хорошие намерения надо внедрять в реальную жизнь.

Достичь результата можно только в том случае, если правительства начнут действовать на практике и возглавят эту ответственную работу на международном и национальном уровнях.  Действия должны быть направленными, с четко поставленными целями и индикаторами измерения результатов. Лесная отрасль, опираясь на свой богатый опыт и используемые рычаги, также готова взять на себя ответственность и вносить свой вклад в работу круглых столов, рабочих групп и т.п. Необходимо, чтобы выбранные меры оказали положительный эффект на легальный бизнес и были направлены на борьбу с незаконными рубками.

Изображения, используемые в статье, иллюстрирующие статью или являющиеся ее частью:









Все статьи "Российской лесной газеты" № 47-48 (125-126) от 30.11.2005:

[ лесная газета | архив за 2005 год ]

Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»