Книги по деревообработке издательства Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ)
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
26.05.2019
09:56
WOOD.RU > Отраслевые издания > Российская лесная газета > Архив за 2005 год
  «Технология изделий из древесины»
Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
Лесная отрасль
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
 
Информация портала
Поиск
25/04 Информация о журнале "ЛПК Сибири" №1 (9), март 2019 года
04/04 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №1 (50) (март 2019 года)
17/01 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №4 (49) (декабрь 2018 года)
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

"Российская лесная газета" № 47-48 (125-126) от 30.11.2005

Николай Кожухов, декан факультета экономики и внешних связей Московского государственного университета леса: Наша главная задача - конкурентоспособность выпускников

В статье по возможности сохранены форматирование, орфография и пунктуация оригинального сайта "Российской лесной газеты". Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о размещении архива газеты на портале WOOD.RU.

Переход страны на рыночный путь развития, предстоящее вступление России в ВТО, принципиальная новая ситуация на мировом рынке энергоресурсов требуют более современных подходов к подготовке экономистов для лесного сектора.

На каких направлениях должна сегодня сосредоточить свои усилия высшая школа? Как сделать так, чтобы выпускник вуза не остался на улице или, образно говоря, пошел торговать на рынок, а оказался востребованным предприятиями лесного комплекса? Какие требования предъявляет сегодня работодатель к молодым специалистам?

- Николай Иванович, создание факультета экономики и внешних связей - это веление времени или дань моде?

- Настоящая наука модой не увлекается. Факультет экономики и внешних связей отраслей лесного комплекса был создан в МГУЛе в 1994 году. В начале 1990-х годов появился значительный спрос на экономистов, которые были бы способны решать задачи оформления внешнеторговых контрактов, знали основы таможенного дела, умели вести внешнеэкономическую деятельность фирм лесного профиля. Так что, еще раз подчеркиваю, это не дань моде, а веление времени.

- Что из задуманного удалось сделать за эти десять с лишним лет, а что осталось в проектах? 

 - Удалось сделать самое главное: сформировать работоспособный коллектив высокопрофессионального уровня, костяк которого составляют доктора и кандидаты экономических наук. Сегодня на факультете работают 14 докторов и 26 кандидатов экономических наук.

Что не удалось сделать? При создании факультета мы планировали, что для специальности "Мировая экономика" будет проводиться одна обязательная зарубежная производственная практика. Но этого не получается сделать до сих пор. Лишь на преддипломную практику удается посылать в некоторые зарубежные страны двух-трех студентов пятого курса, да и то за свой счет. Средств из бюджета на эти цели не выделяется, несмотря на то что студенты, обучающиеся на этой специальности, хорошо знают два иностранных языка. Есть здесь вопрос? Есть, и его надо срочно решать.

- Какими качествами сегодня должен обладать специалист по экономическим проблемам? Кто он в первую очередь - экономист или организатор?

- Скорее наш выпускник - сплав экономиста и организатора. Либерализация внешней торговли, большая хозяйственная самостоятельность предприятий лесного сектора экономики требуют специалистов новой квалификации, умеющих вести деловые переговоры, знающих технику внешнеэкономических операций, условия международного кредитования, финансы, маркетинг и другие дисциплины. Под этим углом зрения и была сформулирована парадигма экономического образования на факультете.

 - Ваши выпускники работают только в России или на них есть спрос и за рубежом? И каким родом деятельности они занимаются?

- Выпускники нашего факультета работают сегодня в лесоэкспортных структурах 18 стран мира. Среди них есть немало крупных предпринимателей - собственников мебельных и лесопильно-деревообрабатывающих предприятий. Появились первые серьезные маркетологи, специалисты по аудиту, оказанию инжиниринговых услуг, созданию брендов. В связи с этим у факультета появилась возможность, опираясь на своих выпускников (по специальности "Мировая экономика" мы готовим уже 14-й выпуск), строить надежное конструктивное сотрудничество с производственными структурами.

- В чем, на ваш взгляд, причина появления на рынке труда дипломированных дилетантов?

- Причина - в профанации образования. Появление на производстве дипломированных дилетантов - это следствие расплодившихся образовательных организаций коммерческого типа, основной целью которых является сбор денег, а не образование. Положить конец такой деятельно-сти призвана предстоящая реформа высшего профессионального образования.

- Вокруг этой реформы сегодня немало споров. Есть просто полярные взгляды на предстоящую реорганизацию высшей школы. Что вы думаете по этому поводу?

- Лучше не спорить, а попытаться понять суть реформы. То, что из огромного количества вузов в РФ следует отобрать небольшое количество крупных научно-педагогических коллективов, дать им серьезную государственную поддержку, включая достойную оплату профессорско-преподавательского состава, очевидно без всякого сомнения.

- Что надо сделать, чтобы выпускники вузов работали по специальности? Быть может, стоит вернуться к системе распределения и отработки, существовавшей в недалеком прошлом?

- Рыночная экономика ориентирует специалистов идти в те сферы и регионы, где есть значительный экономический интерес. Наши выпускники, например, работают и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и на севере европейской части, и на Урале, то есть в тех регионах, где лесной сектор высоко развит и есть потребность в специалистах по экспорту лесопродукции. А путем "принуждения", отработки после вуза вряд ли можно изменить ситуацию.

 - К сожалению, прием на многие новые специальности осуществляется на коммерческой основе... Получается, что талантливые молодые люди из провинции, из малообеспеченных семей останутся за бортом?

- Я не склонен драматизировать ситуацию, особенно с талантливыми молодыми людьми из провинции. Они не пропадут, я уверен. Мы в МГУЛе всячески поддерживаем таких студентов, выдвигаем на именные стипендии различного уровня, вплоть до правительственных. Многие студенты начиная с 3-го курса переведены на график индивидуального обучения, что позволяет им "подрабатывать", и нередко по экономическому профилю.

- Для многих вузов большой проблемой является организация практики. Как у вас обстоят дела?

- У нас налажены крепкие производственные связи с предприятиями лесного сектора. Но проблема в том, что мы не имеем специально выделяемых средств для оплаты предприятиям за эту услугу предоставление практики.

- Каким образом вы решаете эту проблему? 

 - Мы компенсируем нашим партнерам затраты тем, что проводим семинары по маркетинговому анализу конкретного рынка товаров, тренинги по технике продаж. Делимся и результатами дипломного проектирования с заинтересованными фирмами лесного профиля.

- Не кажется ли вам, что единый государственный экзамен нивелирует личность, не дает возможности по-настоящему выявить знания молодого человека?

- В принципе я согласен с коллегами по высшей школе, что ЕГЭ не может быть единственной формой вступительных испытаний. Мы должны научить будущего специалиста не только сдавать экзамены и отвечать на вопросы, а в первую очередь размышлять. И тем не менее в 2005 году мы уже апробировали это нововведение, первыми в МГУЛе. В принципе это не отпугнуло абитуриентов от поступления на факультет. Будем проводить этот эксперимент и дальше. Хотя мое личное мнение: принимать только по результатам ЕГЭ преждевременно, не все регионы к этому готовы.

- Чем кроме изучения "экономического прогнозирования" занимаются студенты вашего факультета?

- Мы стараемся, чтобы в течение пяти лет, которые студент находится в стенах института, он смог развить свои индивидуальные качества, духовно обогатиться, стать физически крепким. Наш факультет, пожалуй, самый спортивный, среди студентов есть чемпионы высокого ранга по волейболу, бадминтону, легкой атлетике, лыжам. Кроме того, работают студенческие научные кружки по кафедрам, проводятся ежегодные студенческие научно-технические конференции, лучшие доклады затем публикуются в сборниках научных трудов.

- Николай Иванович, известно, что в перспективе факультет готовится осуществить переход к интегрированной модели образования... Что конкретно вы намерены сделать?

- В этом варианте экономического обучения ставится задача: помочь выпускникам факультета стать более конкурентоспособными на рынке профессиональных знаний. Задачи факультета в этих условиях состоят в выработке единой образовательной стратегии в рамках программы "Развивай свой бизнес". Реализация этой комплексной программы позволит интегрировать различные учебные процессы и методики. Кафедральные программы начнут дополнять друг друга, выстраиваясь в комплексную систему экономического обучения: "Стратегический менеджмент", "Маркетинг", "Финансы", "Управление персоналом", "Управление рисками", "Внешнеэкономическая деятельность", "План развития фирмы", "Реализация стратегий и управление изменениями" и другие.

- Чем на практике отличается интегрированная модель образования от традиционной?

- Методика преподавания в рамках такой программы обязательно должна включать в себя деловые игры из хозяйственной практики предприятий лесного сектора, а также прохождение производственных практик на предприятиях лесной промышленности и лесного хозяйства.

По завершении обучения студенты будут получать разработанную с ихучастием комплексную программу развития своего будущего бизнеса - от стратегии до системы управления изменениями.

- Но превысит ли отдача от образовательной новинки затраты на ее внедрение?

- Я уверен, что переход на интегрированную модель экономического образования существенно повысит эффективность подготовки специалистов на факультете. И, безусловно, сделает наших выпускников самыми конкурентоспособными на рынке труда. А это, согласитесь, самая главная отдача.


Побратим СНГ и ЕС

В 1992 году во МГУЛе был создан факультет международных связей. С тех пор в вузе началась подготовка специалистов-международников по специальности "Мировая экономика" и референто-впереводчиков для обслуживания международной торговли лесоматериалами по специальности "Лингвистика".

В 1994 году произошло объединение экономических кафедр, находившихся при различных факультетах. Так появился факультет "Экономики и внешних связей".

Сегодня на дневной форме обучения факультета числится около 1,5 тысячи человек. В аспирантуре и докторантуре факультета обучаются более 60 человек, ежегодно защищают ученые степени 6-8 кандидатов наук и 1-2 доктора наук.

Факультет имеет крепкие связи с родственными вузами лесотехнического профиля в странах СНГ и Европейского союза.

Виталий Матонин

Изображения, используемые в статье, иллюстрирующие статью или являющиеся ее частью:


Все статьи "Российской лесной газеты" № 47-48 (125-126) от 30.11.2005:

[ лесная газета | архив за 2005 год ]

Каталог фирм лесной отрасли
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»