Книги по деревообработке издательства Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ)
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
25.05.2019
23:57
WOOD.RU > Отраслевые издания > Российская лесная газета > Архив за 2006 год
  Отраслевые книги издательства МГУЛ
Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
Лесная отрасль
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
 
Информация портала
Поиск
25/04 Информация о журнале "ЛПК Сибири" №1 (9), март 2019 года
04/04 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №1 (50) (март 2019 года)
17/01 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №4 (49) (декабрь 2018 года)
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

"Российская лесная газета" № 33-34 (163-164) от 01.08.2006

Флагман конкурентоспособного ЛПК

В статье по возможности сохранены форматирование, орфография и пунктуация оригинального сайта "Российской лесной газеты". Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о размещении архива газеты на портале WOOD.RU.

Борис Большаков,

заместитель руководителя

Федерального агентства

лесного хозяйства

В последнее время проблемы и пути развития лесного комплекса неоднократно обсуждались на самом высоком государственном уровне:

- на совещании в Республике Коми под председательством Президента РФ;

- на заседании Правительства РФ.

Так что все оценки нашей работы проставлены и хорошо известны. Вопрос - в скорейшей и эффективной реализации поручений Президента РФ по совершенствованию лесного законодательства, развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса.

Эти поручения сводятся к необходимости:

- повысить конкурентоспособность российского лесного комплекса, опираясь на наши объективные конкурентные преимущества;

- проводить в жизнь намеченные меры системного характера за счет совместных усилий федерального центра, регионов и бизнеса.

 

Список проблем, которые предстоит решать, к сожалению, остается неизменным многие годы:

- сохраняется значительная вилка между запасами и заготовками. Так, в СФО расчетная лесосека составляет порядка 320 млн кубометров, в том числе в транспортно доступной зоне - 64 млн кубометров. Основные запасы приходятся на Красноярский край, Иркутскую область, Бурятию. Фактическая заготовка по всем видам пользования в последние годы имела тенденцию к росту. Тем не менее она составляет всего 48,3 млн кубометров, в том числе по главному пользованию 32 млн кубометров, или всего 16% от возможного. По отдельным регионам использование расчетной лесосеки составляет от 2 до 31%;

- многолетнее отставание в развитии мощностей глубокой переработки древесины. Это особенно заметно в Сибири, где сосредоточены основные запасы лесного ресурса, а объемы переработки древесины практически не увеличиваются;

- низкий уровень транспортной доступности лесного ресурса. Он на 30% ниже, чем по России в целом. Не говоря уже о развитых лесопромышленных странах;

- преобладание круглой древесины в структуре лесного экспорта. Здесь, в Сибирском округе, это стимулируется близостью и практически неограниченной емкостью китайского рынка. Только в прошлом году прирост экспорта в Китай составил 3,4 млн кубометров.

Основная причина всех этих проблем - в несовершенстве лесного законодательства, а также регулятивной среды в сфере экспорта лесоматериалов и стимулирования развития глубокой переработки.

 

По всем позициям, относящимся к сфере ответственности МПР России и Рослесхоза, мы ведем активную работу. Направления и приоритеты определены поручениями Президента РФ и решениями Правительства по итогам рассмотрения Концепции развития лесного хозяйства до 2010 года.

В числе основных задач - обеспечение потребителей качественным ресурсом. Эту задачу мы решаем по нескольким направлениям.

Напомню, что основным механизмом лесопользования стала долгосрочная аренда. В Сибири ее доля только за 2005 год увеличилась с 29 до 51%.

В Лесной кодекс уже внесен ряд изменений и дополнений по процедурам и срокам аренды, ответственности за лесопользование и ведение лесного хозяйства, передачи управления на региональный уровень.

В соответствии с этими новациями Рослесхозом разработаны и директивно доведены до конкурсных комиссий по субъектам РФ условия, обеспечивающие конкурсные преференции при заключении долгосрочных договоров аренды тем лесопользователям, которые:

- имеют собственные мощности по переработке древесины, а также представляют инвестиционные планы по их дальнейшему развитию;

- готовы взять на себя выполнение функций по лесовосстановлению, охране и защите лесов.

Вместе с тем следует отметить, что анализ арендных договоров показывает низкую эффективность освоения выделенных лесных ресурсов: объемы заготовок древесины составляют только 54% от установленного отпуска. Неэффективно используемые участки лесного фонда должны изыматься и выставляться на новые конкурсы.

Надеюсь, что губернаторы, получив леса в управление, займут аналогичную позицию.

В целом по России значительно активизировалась практика использования участков лесного фонда без права заготовки древесины: для рекреационных целей, побочного лесопользования и нужд охотничьего хозяйства. Во многих случаях эти формы лесопользования обеспечивают многократно больший уровень лесного дохода, нежели лесозаготовки, сохраняя при этом лесные экосистемы. Однако в СФО их доля в лесном доходе остается незначительной - всего 0,1% (6,6 млн руб.). В этой связи должна решаться задача расширения этой практики, особенно в пригородных зонах и особо ценных ландшафтных комплексах Прибайкалья.

Заметно увеличились площади земель лесного фонда, предоставляемые в интересах недропользователей и строительства объектов инфраструктуры. Прежде всего в связи со строительством трубопровода ВСТО, а также другими крупными стратегическими проектами.

Дальнейшие продвижения в этом важном направлении лесопользования связаны с корректировкой нормативной базы, в том числе с передачей полномочий на места. Уже приняты поправки к действующему Лесному кодексу, предусматривающие распространение механизма аренды участков лесного фонда для целей, не связанных с лесопользованием. Во многих случаях этот механизм станет эффективной заменой действующему порядку перевода земель лесного фонда.

Начата работа по снятию избыточных ограничений на лесопользование.

Напомню, что у нас разрешено рубить лес на 42% площади лесного фонда, а во всех других лесных державах - от 90 и более процентов. Вопрос здесь - в новой классификации лесов и установлении рациональных норм использования лесов различных групп. Эти вопросы уже нашли свое отражение в проекте нового Лесного кодекса. Кроме того, требуют замены устаревшие нормы в части применения технологий и систем машин для лесозаготовок.

Начата апробация новых норм, в том числе в части применения многооперационной техники. В текущем году началась реализация пилотных проектов в этом направлении. По результатам НИР и реализации пилотных проектов будут подготовлены проекты соответствующих нормативных правовых актов для утверждения в Правительстве и МПР России, а также для включения отдельных норм в Лесной кодекс.

Нами подготовлены и направлены в Минфин и Минэкономразвития предложения по развитию сети лесовозных дорог в рамках разделов соответствующих ФЦП. Принято решение о переходе от федеральных и региональных дорожных программ к строительству лесных дорог в рамках инвестиционных соглашений при реализации проектов глубокой переработки древесины. Совместно с Минтрансом и Росавтодором, а также с непосредственным участием администраций субъектов РФ мы начали работы по реализации конкретных инвестиционных проектов в ряде регионов, в том числе Иркутской области.

 

Традиционным и обязательным направлением нашей работы было и остается восстановление, защита и охрана лесов.

В целом по Российской Федерации нами обеспечивается неистощительность лесопользования.

В СФО общий объем лесовосстановления в 2006 году превысит 250 тыс. га. При этом, как и в прежние годы, преобладающую роль будет играть содействие естественному возобновлению.

Однако сегодня Президентом РФ поставлена задача перехода на интенсивные методы восстановления с упором на посадку и посев леса, создание плантационных лесов. Это особенно актуально для лесных территорий, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал в результате интенсивного лесопользования прошлых лет.

Фактически речь идет об увеличении к 2008 году в 1,5 раза объемов активных способов лесовосстановления хозяйственно ценными породами с улучшенными наследственными свойствами. Мы начали подготовительные мероприятия для выхода на этот рубеж. Здесь, в Сибири, одним из акцентов должна стать работа по восстановлению кедра.

Выполнение заданий по лесовосстановлению станет одной из оценок полноты и качества осуществления регионами полномочий по управлению лесами.

В части охраны лесов от пожаров сегодня по-новому разграничены зоны ответственности и определены конкретные задачи для федерального центра и регионов. Подготовка к пожароопасному сезону была проведена полностью. В рамках реализации Пилотного проекта по устойчивому лесопользованию в Красноярский край уже поставлено 53 единицы лесопожарной техники. Всего будет поставлено 117 машин на сумму 196,7 млн рублей. Кроме того, в проект вошли Республика Бурятия, Читинская и Иркутская области, которым запланирована поставка техники в количестве 280 единиц на сумму 471,7 млн рублей.

На площади 178 млн га организован мониторинг лесных пожаров с помощью ГИС-технологий и космической съемки. Ситуация в текущем году, как мы и прогнозировали, значительно хуже прошлогодней. Наиболее сложная лесопожарная обстановка отмечается в Красноярском крае, на долю которого приходится 44% пожаров в Сибирском регионе.

При выполнении работ по тушению лесных пожаров в ряде субъектов Российской Федерации потребовались средства сверх установленного лимита субвенций из федерального бюджета. В этой связи считаем целесообразным обеспечить финансирование этих затрат за счет платежей за пользование лесным фондом, поступивших в бюджет субъекта Федерации сверх плана текущего года.

На территории Сибирского федерального округа продолжают действовать очаги хвое- и листогрызущих вредителей леса, особенно в Омской и Новосибирской областях. По данным лесопато-логического мониторинга, их площадь составила свыше 423 тыс. га. Для защиты лесов были проведены биологические истребительные меры на площади
56,9 тыс. га. Их эффективность составила 87,5%. Кроме того, на 57 тыс. га проводятся профилактические работы и санитарные рубки.

Отмечу, что работа по предотвращению незаконных рубок - это важная для нас проблема, имеющая не только экономическое, но и международно-политическое значение. Она особо актуальна для СФО, в котором в последние годы фиксируются самые большие в стране объемы незаконных рубок. В 2005 году только на территории Иркутской области и Красноярского края и только за счет дистанционных методов было выявлено незаконных рубок в объеме 418 тыс. кубометров.

Главный организационный аспект в этой работе - реализация Межведомственного плана мероприятий по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины с участием всех заинтересованных ведомств и местных администраций. В числе основных инструментов противодействия - лесная сертификация. Главный технологический аспект - аэрокосмический мониторинг, который мы планируем распространить на всю зону активного лесопользования. Уже в 2006 году аэрокосмическим мониторингом будут охвачены основные лесные территории СФО общей площадью 45,7 млн га.

 

Все обозначенные выше направления нашли свое отражение в экономических результатах деятельности лесного хозяйства.

Так, в СФО лесной доход, направляемый в бюджетную систему, возрос на 8,3% и составил 1751,4 млн рублей. Почти на 20% выросли объемы внебюджетных средств лесхозов и достигли 4 млрд рублей. Эти результаты получены в условиях сдерживания роста ставок платы за древесину на корню.

Общий объем бюджетного финансирования лесного хозяйства с учетом субвенций на тушение пожаров составил 1705,4 млн рублей. Таким образом, в СФО, как и в целом по России, имеет место превышение лесного дохода над размерами выделяемого бюджетного финансирования.

Теперь о развитии лесной промышленности. Сегодня в соответствии с поручением Правительства РФ на стадии согласования в федеральных органах исполнительной власти находится проект ФЦП "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов до 2015 года". Этой стратегией в зависимости от экономической конъюнктуры предусматриваются различные варианты развития, характеризуемые масштабами заготовки деловой древесины от 144 млн кубометров в 2005 году до 250 млн кубометров к 2015 году. В качестве основного механизма реализации принято широкое использование инвестиционных соглашений при осуществлении крупных проектов. Для СФО это означает реализацию свыше 30 крупных проектов по переработке древесины в южных регионах округа.

Роль лесного хозяйства - обеспечить эти проекты необходимым лесным ресурсом, разумеется, с учетом принципа неистощительного лесопользования. Отмечу, что в Сибири ресурсных ограничений для развития лесной промышленности практически не существует.

 

На совещании в Сыктывкаре с участием Президента РФ был поставлен вопрос о стимулировании внутреннего спроса на продукцию отечественной деревообрабатывающей промышленности. Были названы конкретные перспективные сегменты внутреннего спроса:

- развитие панельного деревянного индустриального домостроения;

- применение энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики. Для нас это очень важный вопрос: он вовлекает в оборот в целом по России около 5 млрд кубометров перестойной мягколиственной древесины, древесных отходов, а также леса, поврежденного пожарами и болезнями. Для Сибири это не менее
1 млрд кубометров.

Мы рассчитываем, что эти направления станут привлекательными для частного бизнеса. Каждый такой проект получит полную поддержку со стороны Рослесхоза.

Разумеется, все мы заинтересованы в развитии не только новых, но и всех традиционных видов деревообработки: от создания новых ЦБК, которые не строились в России более 30 лет, до развития малого и среднего бизнеса в лесопилении, фанерном и плитном производстве.

Последующее развитие лесного комплекса определится новой редакцией Лесного кодекса, а также надлежащим изменением нормативной правовой базы в лесной промышленности и лесном экспорте. Еще раз подчеркну, что акценты обозначены Президентом РФ.

В настоящее время ведется активная работа по подготовке проекта Лесного кодекса ко второму чтению. Ряд новых позиций уже сформулированы в форме законопроектных предложений. В их числе:

- предоставление участков лесного фонда в аренду без проведения аукционов на основании заключенных инвестиционных соглашений в лесопромышленном комплексе, деление лесов на эксплуатационные, резервные и защитные;

- введение гражданско-правового оборота прав пользования участками лесного фонда, в том числе в форме залогового обеспечения привлекаемых кредитов;

- передача полномочий Российской Федерации по подготовке и заключению договоров аренды и купли-продажи деревьев на сруб (или для рубок) в субъекты РФ (кроме пригородных зон Москвы и Санкт-Петербурга);

- многообразие форм собственности на лесные участки из состава земель особоохраняемых категорий и земель поселений.

Надеюсь, что в сентябре мы будем иметь законопроект полностью.

 

Отдельно хотел бы остановиться на новациях 199-ФЗ и мерах по его реализации.

Этот закон в полной мере отразил желание и готовность регионов самостоятельно управлять лесными ресурсами, принимать согласованные решения по развитию лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности. С другой стороны, закон создал условия для применения единых принципов ведения лесного хозяйства и предоставления лесов в пользование, наработанных в новых условиях федеральным центром и регионами.

Отмечу, что в целом мы готовы для перехода на новую схему управления лесным хозяйством. Уже разработана и обсуждается методика распределения субвенций. В ближайшее время будет завершена работа по определению индикаторов оценки эффективности реализации субъектами РФ передаваемых полномочий, а также с сохраняемыми в своем ведении имущественными комплексами и территориальными органами.

В процессе проработки бюджета 2007 года выявился ряд проблемных моментов в части размеров субвенций на реализацию передаваемых полномочий. Они связаны с методическими вопросами бюджетного планирования и межбюджетных отношений, которые могут быть сняты администрациями субъектов РФ во взаимодействии с Минфином России.

Для реализации всех этих мер требуются согласованные действия законодателей, федеральных и региональных органов исполнительной власти и, разумеется, лесопромышленного бизнеса.

Нет сомнений, что совещание на уровне полномочного представителя Президента РФ в СФО станет одним из этапов для отладки такого взаимодействия.

Изображения, используемые в статье, иллюстрирующие статью или являющиеся ее частью:




Все статьи "Российской лесной газеты" № 33-34 (163-164) от 01.08.2006:

[ лесная газета | архив за 2006 год ]

Реклама на портале WOOD.RU
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»