Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
25.05.2019
17:44
WOOD.RU > Отраслевые издания > Российская лесная газета > Архив за 2006 год
  «Технология изделий из древесины»
Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
Лесная отрасль
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
 
Информация портала
Поиск
25/04 Информация о журнале "ЛПК Сибири" №1 (9), март 2019 года
04/04 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №1 (50) (март 2019 года)
17/01 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №4 (49) (декабрь 2018 года)
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

"Российская лесная газета" № 2 (132) от 20.01.2006

Регионам дадут полномочия

С 2007 года управлять лесным хозяйством будут органы исполнительной власти субъектов Федерации

В статье по возможности сохранены форматирование, орфография и пунктуация оригинального сайта "Российской лесной газеты". Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о размещении архива газеты на портале WOOD.RU.

31 декабря 2005 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 199-ФЗ, перераспределивший полномочия между федеральным центром и регионами в самых различных сферах государственного управления.

Судя по этому закону, с одной стороны, государство максимально расширяет полномочия регионов. С другой стороны, этот процесс идет на фоне укрепления вертикали власти и повышения контроля за исполнительной властью субъектов Федерации.

Изменения в распределении полномочий коснулись и лесного законодательства: в действующем Лесном кодексе были по-новому прописаны полномочия субъектов Федерации в области лесного хозяйства.

С 1 января 2007 года большинство функций по управлению лесным фондом РФ будут переданы регионам.

("Лесной" фрагмент нового закона читайте на стр. 3).

Акценты расставлены

Вряд ли законодатели специально подгадали с номером закона, ставшим новогодним сюрпризом для лесоводов. Тем не менее система организации лесного хозяйства второй раз претерпевает значительные изменения согласно закону № 199. (Федеральный закон № 199, принятый в 2004 году, передал в управление регионам сельские леса. Нынешний 199-й закон передает в управление субъектов Федерации уже все леса лесного фонда РФ).

Новая система распределения полномочий между центром и регионами в области лесного хозяйства будет закреплена и в рассматривающемся в Государственной думе проекте Лесного кодекса - по крайней мере об этом заявил министр экономического развития Герман Греф. Принятие же нового Лесного кодекса запланировано на весну этого года.

Главное отличие "второго" 199-го от "первого" 199-го в том, что он дает время на раздумья как его исполнителям, так и законодателям, еще не прописавшим конкретный механизм передачи полномочий по управлению лесным хозяйством в регионы. Исключение составляют лишь несколько норм закона, которые вступили в силу уже с 1 января 2006 года (по переводу лесных земель в нелесные, по утверждению правил заготовки второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования, использования участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства).

Валерий Рощупкин,
руководитель Федерального агентства лесного хозяйства:

- Для реализации Федерального закона № 199 Рослесхоз уже выделил несколько приоритетных задач. Так, сейчас надо определить точный перечень функций, которые должен сохранить за собой федеральный центр. Очевидно, к ним будут относиться нормативно-правовое регулирование, контроль за реализацией полномочий субъектов Федерации, государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр. По-прежнему общий мониторинг лесов, определение расчетной лесосеки также будут оставлены в списке федеральных функций.

Необходимо выстроить систему так, чтобы в условиях разграничения полномочий было обеспечено устойчивое государственное управление лесами. Для анализа качества ведения лесного хозяйства надо разработать и установить конкретные индикаторы оценки эффективности реализации полномочий субъектами Федерации. Например, насколько эффективно используются бюджетные средства, каков процент использования расчетной лесосеки. Будут учитываться коэффициенты восстановления лесов, данные о "здоровье" лесов, оперативность тушения лесных пожаров и некоторые другие показатели. Кроме того, одна из важнейших наших задач - отработка регламентов планирования субвенций.

Уже сейчас во многих регионах живо обсуждают законодательные новшества, рассматривают варианты реализации заявленных изменений. Налаживается конструктивное общение между территориальными агентствами лесного хозяйства и органами исполнительной власти. Пока законодатель не определился со всеми тонкостями новой системы работы, на местах ее стараются продумывать уже сейчас - чтобы к 1 января будущего года быть максимально готовыми ко всему.

Кому - радость,   кому - обуза

Разумеется, в самостоятельном ведении лесного хозяйства особенно заинтересованы лесные регионы, экономика которых в достаточной мере основана на использовании лесных ресурсов.

Евгений Платонов,
руководитель агентства лесного хозяйства по Ханты-Мансийскому автономному округу:

- Администрация ХМАО заявила о том, что готова поддержать лесное хозяйство, направить собственные средства на его ведение. Уже сейчас в округе стараются определить важнейшие вопросы, подготовить примерную структуру органов управления лесным хозяйством, чтобы постепенно подготовиться к грядущим изменениям и предусмотреть все нюансы.

Такое внимание со стороны властей обнадеживает работников лесхозов и лесничеств региона. Руководство округа заверило, что отнюдь не намерено делать резких движений, прибегать к коренной ломке существующей системы лесного хозяйства. В планах руководства ХМАО - создать полноценный лесной ресурсный блок, не перемешивая его с лесной промышленностью, сохранить специалистов лесного хозяйства, использовать их знания и опыт для ведения лесного хозяйства в регионе.

Несколько иная ситуация в малолесных регионах. Например, в Оренбургской области новый закон был принят без особого оптимизма.

Борис Адаев,
главный лесничий агентства лесного хозяйства по Оренбургской области:

- Особой заинтересованности в ведении лесного хозяйства у администрации региона нет. Регион степной, лесов мало, и все они малоценные. Бюджет области от леса практически ничего не получает. Вся лесозаготовка ведется только силами лесхозов, и все это рубки ухода. Если лесной фонд сдается в аренду, то только для культурно-оздоровительных целей, и то небольшими участками. Поэтому наша область заинтересована даже ранее принятые сельские леса передать обратно, в ведение подразделения Рослесхоза.

По мнению Бориса Адаева, было бы намного надежнее, если бы такую малолесную область, как Оренбургская, оставили в ведении федеральных органов. Однако логика законодателя именно в том, чтобы экономикой регионов, их природными ресурсами сами регионы и занимались - под контролем со стороны федеральных органов и на фоне процесса укрепления вертикали власти.

Федеральный центр продолжит контроль

Впрочем, как следует из текста нового закона, не каждый субъект Федерации будет отправлен "в свободное плавание". Правительство РФ должно утвердить перечень территорий, леса которых будут управляться по прежней, ныне действующей схеме, то есть из центра. В этот перечень могут быть включены те субъекты Федерации, плотность населения которых в три раза превышает среднюю плотность населения в стране.

По словам Валерия Рощупкина, определение конкретного перечня территорий, лесных массивов и организаций, сохраняемых в федеральном ведении - также одно из приоритетных направлений работы Рослесхоза на сегодня.

По данным специалистов Рослесхоза, 38 субъектов РФ отличаются плотностью населения выше среднероссийской, то есть выше 25,2 человека на квадратный километр. На этих территориях проживает 64% всех жителей России, а по площади они занимают всего 10% территории страны. Большей частью это регионы, относящиеся к бассейну реки Волги (кстати, любопытный исторический факт: на протяжении всей истории лесного хозяйства России управление лесами в пределах бассейна Волги сохраняется в ведении центральной власти, и ни разу, начиная с 1722 года, не передавалось на места).

Однако сейчас пока нельзя дать точные прогнозы, какие именно регионы останутся в ведении федерального центра. Этот список будет утвержден, как уже было сказано, постановлением правительства РФ.

Несмотря на то, что основные черты новой системы управления в области лесного хозяйства 199-м законом от 31 декабря 2005 года уже очерчены, еще не приняты нормативные акты в развитие этих норм. Поэтому сегодня новый закон широко обсуждают политики, чиновники, представители лесного комплекса. "Российская лесная газета" будет следить за развитием событий.


Леса уже отдавали воеводам

В истории лесного хозяйства России есть примеры, когда для улучшения управления лесами их передавали в региональное хозяйство.

"Управление лесами было поручено Петром I указом от 17 июня 1719 года "тому ведомству, которое управляло морской частью", - Адмиралтейской коллегии.

Под главным заведованием Адмиралтейской коллегии по указу 6 апреля 1700 года состояли: обер-вальдмейстер, ведавший лесами всего государства и наблюдавший вместе с Казанским вице-губернатором за лесами, расположенными по Волге, вальдмейстеры в Петербурге, Казани, Воронеже, Рязани, Брянске, Новгороде, Смоленске, Муроме и "где еще надобно будет" для надзора за лесами.

В царствование императрицы Екатерины I главное заведование лесами оставалось в Адмиралтейской коллегии, но вальдмейстеры и вальдмейстерские канцелярии указом 30 декабря 1726 года были упразднены и леса переданы в ведение воевод. Взгляды правительства на важное значение лесов несколько изменились, и лесные постановления отличаются более мягким характером.

Но вредные последствия ослабления или почти полного уничтожения местного надзора над лесами не замедлили вскоре обнаружиться. И потому, уже при императрице Анне Иоанновне, в 1730-1732 гг. "было постановлено определить вальдмейстеров по лесам и рекам, дав инструкции в прежней силе той должности".

Извлечения из монографии "Столетие учреждения лесного департамента",
Санкт-Петербург, 1898 год


В Швеции укрепляют вертикаль

С 1 января 2006 года Лесной совет Швеции преобразован в Агентство лесного хозяйства Швеции (Swedish Forest Agency). Теперь это государственное агентство, структура которого включает центральный офис, пять региональных и 120 местных офисов. Реформа системы лесоуправления должна включать в себя перераспределение ресурсов в пользу местного уровня (районных организаций). Цель реформы состоит в том, чтобы в любой части страны - независимо от того, север это или юг Швеции, - заинтересованные лица могли получить равного качества советы и помощь со стороны государственного лесного ведомства.

Жанна Цыганова

Изображения, используемые в статье, иллюстрирующие статью или являющиеся ее частью:


Все статьи "Российской лесной газеты" № 2 (132) от 20.01.2006:

[ лесная газета | архив за 2006 год ]

Реклама на портале WOOD.RU
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»