Книги по деревообработке издательства Московского государственного университета леса (МГУЛ)
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
27.05.2019
07:58
WOOD.RU > Отраслевые издания > Российская лесная газета > Архив за 2006 год
  Отраслевые книги издательства МГУЛ
Каталог фирм лесной отрасли
Лесная отрасль
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
 
Информация портала
Поиск
26/05 26 мая 2019 года порталу лесной отрасли WOOD.RU исполнилось 19 лет!
25/04 Информация о журнале "ЛПК Сибири" №1 (9), март 2019 года
04/04 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №1 (50) (март 2019 года)
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

"Российская лесная газета" № 2 (132) от 20.01.2006

С Григорьевым - до победного

Западно-Сибирская база авиационной охраны лесов удостоена звания лучшей авиабазы России

В статье по возможности сохранены форматирование, орфография и пунктуация оригинального сайта "Российской лесной газеты". Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о размещении архива газеты на портале WOOD.RU.

Медаль с надписью "Лучшая авиабаза России" и ключи от новенькой "Нивы" начальнику Западно-Сибирской базы авиационной охраны лесов Анатолию Григорьеву вручили в сентябре в Москве, на торжественном вечере, посвященном профессиональному  празднику лесоводов. 

Сегодня машина стоит во дворе авиабазы, медаль  висит на стене в одном из кабинетов коллег, а диплом с надписью "Лучшая база авиационной охраны лесов России" красуется в приемной. За этими деталями видится характерная черта Анатолия Александровича - скромность,  неприятие какого-либо бахвальства. По возвращении из Москвы с наградами он прежде всего поблагодарил работников авиабазы - за их труд, вклад в общее дело, подчеркнув, что это награда всего коллектива. Но все хорошо понимают: главная заслуга в общей победе все-таки принадлежит  Григорьеву, который вот уже три  десятилетия руководит авиабазой. 

И лесовод, и авиатор

Мягкий моховой покров обволакивает сапоги, ветви елей и пихт скользят по рюкзаку и плечам человека, смахивая с защитной сетки комариные рои. За плечами - ружье, за спиной - топор с рюкзаком, в руках - пухлая тетрадь с записями. Впереди десятки километров пути с ночевками под кронами кедров, и только лайка Дик единственный попутчик и друг. Выпускник Воронежского лесотехнического института Анатолий Григорьев - таксатор Западно-Сибирского лесоустроительного предприятия, настоящий таежный скиталец, сполна познавший все прелести и тяготы профессии в сибирской тайге.

Иногда над тайгой пролетал самолет Авиалесоохраны. Пытаясь разглядеть его в небе, таксатор пристально всматривался ввысь. Самолеты всегда будоражили его мысли и сердце.

В Воронежском лесотехническом институте была военная кафедра,  и Григорьев увлеченно овладевал профессией штурмана реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, все больше утверждаясь в мыслях пойти после учебы по военной стезе. Но хрущевские перемены в армии с ориентацией на ракеты не дали получить штурманскую профессию. Многие однокурсники Анатолия  из 125-й штурманской группы, переучившись, пошли в Авиалесоохрану  летчиками-наблюдателями, в том числе и в Западно-Сибирскую авиабазу. От них Григорьев и узнал о привлекательной для него профессии работника авиационной охраны лесов, в которой гармонично объединялись две профессии - лесовода и авиатора.

Повенчан с тайгой и небом

В Новосибирск  Григорьева направили по распределению после учебы в институте.  Тайга стала для таксатора местом суровых испытаний воли, характера, выносливости и терпения.

Под крылом самолета Ан-2 бескрайние сибирские просторы. Горизонт пока чист, и нет над тайгой зловещей пелены дыма. Лесопатрульный маршрут рассчитан на семь часов полета. За это время всякое может случиться, но летнаб готов к быстрым и решительным действиям. Что такое разгул огненной стихии, которая в считанные часы может опустошить тайгу на огромных площадях, Анатолий Григорьев узнал в первые же часы самостоятельного полета в качестве летчика-наблюдателя.

До тысячи и больше лесных пожаров возникает за пожароопасный период на территории, подконтрольной  авиабазе. Ответственность летчиков в это время возрастает многократно: от них зависит не только жизнь тайги, но и жизнь людей - парашютистов и десантников-пожарных, которых летнаб, как полководец и стратег, направляет и высаживает на огненную кромку пожаров.

..."Ветер меняет направление - будьте осторожны! Из болота выходите на северо-запад только с шестами - прощупывайте  прогары!" - летчик-наблюдатель видит с воздуха всю опасность происходящего и отдает указания старшему инструктору десантно-пожарной группы. 

Когда люди в безопасности, имеют все необходимое - продукты, средства пожаротушения и одежду, а для тушения пожаров  авиабазой предприняты все необходимые и возможные меры, летчик-наблюдатель может закончить свой рабочий день часто уже поздним вечером.

В ответе перед всей страной

Спустя три года работы в авиабазе охраняемая лесная территория для старшего летчика-наблюдателя Григорьева увеличилась многократно. Когда на работу в Центральную базу авиационной охраны лесов был переведен главный летчик авиабазы  Александр Беляев - ближайший наставник и старший коллега  Григорьева, его  по рекомендации Александра Ивановича назначили на должность главного летчика авиабазы. И за сибирские леса - Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, и за леса Алтайского края и Казахстана  он теперь в ответе перед Центральной авиабазой, перед всей страной. Общая охраняемая территория - пятьдесят шесть миллионов гектаров!

- Восточный Казахстан входил в нашу охраняемую зону, - вспоминает Анатолий Александрович. - Усть-Каменогорск, Катон-Карагай, Зыряновск, Семипалатинск, Талды-Курган, Павлодар... В то время у нас было всего сорок два авиаотделения, а  подконтрольная территория громадная - тысячи километров разных зон - таежной, лесостепной, с  разными расчетами КПО.

...Главному летчику авиабазы в самый разгар пожароопасных периодов приходилось летать и по семь часов в день,  а после полетов нередко,  когда не было работников в диспетчерском пункте, самому кодировать и передавать информацию о лесных пожарах до одиннадцати-двенадцати часов ночи.

Наблюдатель стал испытателем

Григорьев испытал все, что было и есть в Авиалесоохране. Тушил лесные пожары различными средствами, в том числе и точечными зарядами,  когда они закладывались в углубления в моховом покрове. Готовил десантников-пожарных, тренировал их на еще старых дисковых спусковых устройствах, сам спускался по ним с вертолета. По сравнению с сегодняшними  СУР-М эти устройства были очень несовершенны: когда лента у них становилась влажной, случались отказы и человек мог зависнуть в воздухе. Занимался Анатолий Александрович и, казалось бы, совсем не свойственной ему работой - спускался в противогазе в цистерны и чистил от ржавчины и грязи емкости для приема горючего. Едкий  запах бензина пробирался через противогаз, при сильной жаре цистерна раскалялась как в огне, пот заливал глаза. Для дыхания шланг от противогаза  выводился наружу. Не каждый мог взяться за эту работу, Григорьев - мог.

В Авиалесоохрану не идут ради карьеры или больших денег - так было раньше и теперь. Эта система сразу отсеивает слабых, случайных людей, здесь остаются только крепкие духом, любящие лес и свое дело.

Много перемен произошло в авиабазе за время работы Анатолия Александровича.  Самостоятельной стала авиационная охрана лесов в суверенном теперь Казахстане. Из Западно-Сибирской авиабазы выделились Томская авиабаза, затем Алтайская - они образовались на базе авиазвеньев. Охраняемая территория сократилась, но охранять леса от пожаров необходимо так же бдительно и оперативно.

- Особенно трудно тушить верховые пожары.  Нигде в мире сегодня нет эффективных средств,  чтобы остановить верховой лесной пожар. И надо делать все возможное, чтобы верховых пожаров не допускать, тушить их в самом начале возникновения, - подчеркивает начальник авиабазы.

В организации авиационной охраны лесов от пожаров Григорьев успешно взаимодействует с городскими и областными властями. В случае острой необходимости ему выделяют безвозвратные кредиты для пополнения запасов горючего для воздушных судов.

...Мы возвращались с Анатолием Александровичем в Новосибирск под вечер после тренировок всех летчиков-наблюдателей авиабазы по использованию ВСУ-5А на тушении лесных пожаров. Чувствовалось: Григорьев доволен результатами тренировок, проведенных под руководством его коллег - начальника производственного отдела Дмитрия Шебентова и старшего инструктора ПДПС Сергея Назарова. Вместе они работают с Григорьевым  лет по пятнадцать-двадцать. Когда начальник авиабазы высказал им какие-то замечания, Антонов? то ли в шутку, то ли всерьез,  заметил:

- Ну вот, Анатолий Александрович, вы опять хоть маленький недостаток, да нашли в работе экипажа вертолета. Как всегда, вам надо, чтобы все идеально было! Но так же не бывает!

Что ж, такой у него характер: стремиться к идеалу всегда и во всем на пользу Отечества. 


Лучшие по охране труда

За последние пять лет общая площадь лесных пожаров в авиазоне контроля Западносибирской авиабазы сократилась в шесть раз. Снижена и средняя площадь одного пожара  - сегодня она составляет немногим более трех гектаров против 64 гектаров  за предшествующее пятилетие.

Процент лесных пожаров, возникающих от гроз, в лесах, подконтрольных авиалесоохране, совсем небольшой. Основной виновник пожаров в тайге - человек, который на автомобилях-вездеходах и других средствах передвижения забирается в самые отдаленные уголки сибирской тайги. Поэтому главный враг леса и работников авиалесоохраны - беспечный турист, халатный охотник и рыбак.  

Награждение авиабазы в ФГУ "Авиалесоохрана" и Федеральном агентстве лесного хозяйства совпало еще с одной наградой. В 2005 году Западно-Сибирская авиабаза стала лауреатом третьего городского конкурса на лучшее  состояние условий и охраны труда.

Виталий Варванец

Изображения, используемые в статье, иллюстрирующие статью или являющиеся ее частью:


Все статьи "Российской лесной газеты" № 2 (132) от 20.01.2006:

[ лесная газета | архив за 2006 год ]

Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»