Книги по деревообработке издательства Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ)
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
18.12.2018
04:07
WOOD.RU > Отраслевые издания > Российская лесная газета > Архив за 2007 год
  Учебное пособие «Фитопатология»
Ковровские котлы. Биотопливные: водогрейные, термомасляные, паровые
Лесная отрасль
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
 
Информация портала
Поиск
05/12 Информация о размещении рекламы на портале WOOD.RU в 2019 году
22/10 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №3 (48) (октябрь 2018 года)
05/06 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №2 (47) (май 2018 года)
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

"Российская лесная газета" № 19-20 (201-202) от 30.04.2007

Борьба с привилегиями

В статье по возможности сохранены форматирование, орфография и пунктуация оригинального сайта "Российской лесной газеты". Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о размещении архива газеты на портале WOOD.RU.

Приближается срок принятия постановления правительства РФ о приоритетных инвестиционных проектах в лесном копмплексе. Однако лесопромышленникам рано потирать руки. Вместо обильных льгот и преференций лесному бизнесу предложат весьма жесткие условия участия в приоритетном инвестпроекте, соответствовать которым смогут только очень серьезные компании.

В ожидании поощрений

Новый Лесной кодекс не гарантирует нынешним лесопользователям безоговорочный доступ к лесным ресурсам. Распределение сырьевых баз возможно только через аукцион, где главный критерий - цена. Это означает, что действующие участники рынка вполне могут лишиться не только перспективных, но и уже имеющихся у них сырьевых баз: если договор аренды не будет пролонгирован - государство вправе снова выставить участок на торги и продать подороже.

При разработке нового Лесного кодекса крупные лесопромышленники требовали, чтобы он предусматривал преференции для уже сложившихся вертикально интегрированных структур ЛПК. Законодатели их просьбы не услышали, но пообещали, что для крупного бизнеса будет принят отдельный нормативный документ, который в обмен на инвестиции со стороны бизнеса обеспечит здоровый протекционизм со стороны государства. Так, в новом Лесном кодексе появилась статья, в которой говорится, что правительство РФ должно подготовить и утвердить специальное постановление с подробным описанием критериев приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов и дополнительного поощрения инвесторов в лесную отрасль.

На Международном лесном форуме, который проходил в Санкт-Петербурге осенью прошлого года, участники лесных отношений бурно обсуждали судьбу инвестиционных проектов, понимая, что от их содержания и позиции государства будет зависеть будущее многих крупных компаний. Помнится, на одной из конференций в рамках форума директор по взаимодействию с государственными органами власти Архангельского ЦБК Наталья ПинЯгина напрямую спросила у заместителя директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования МЭРТ Всеволода Гаврилова о сути будущего постановления правительства РФ о приоритетных инвестиционных проектах и его юридической силе. На что федеральный чиновник обещал дать инвестпроектам ту форму, которая будет удобна и бизнесу, и государству.

МИНПРОМЭНЕРГО и совет

Эти заверения не обнадежили участников рынка. Ясно осознавая, что инвестпроекты могут дать хорошие шансы для развития своего бизнеса, лесопромышленники стали проводить активную лоббистскую политику по разработке "удобного" им постановления правительства.

Так, в Минпромэнерго, которому правительство РФ поручило разработать проект постановления "О порядке подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", был создан Консультативный совет по вопросам государственной политики и нормативно-правового регулирования в лесопромышленном комплексе, куда вошли представители всех министерств и ведомств, отвечающих за разработку лесной политики, а также крупные лесопромышленники.

На первом же заседании совета отмечалось, что для эффективной реализации основных положений Лесного кодекса необходимо выработать механизм реализации приоритетных инвестпроектов в отрасли, позволяющий не терять арендуемые крупными компаниями лесные участки.

Выработкой предложений по инвестпроектам стала заниматься одна из рабочих групп Консультативного совета при Минпромэнерго, которая разработала свой вариант постановления.

Все участники этой группы признают, что его обсуждение носило открытый характер. Поэтому, по словам Натальи Пинягиной, проект Минпромэнерго содержит ясный и прозрачный механизм отбора проектов в перечень приоритетных, а главное, в нем приводится исчерпывающий список льгот и преференций потенциальным инвесторам в зависимости от объема инвестиций, которые государство сможет предоставлять в рамках инвестиционных соглашений.

С Пинягиной согласен и директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления корпорации "Илим Палп" Дмитрий Чуйко. По его словам, лесопромышленников устраивает предложенный Минпроэнерго вариант постановления и заложенные в нем льготы и преференции могут стать импульсом для привлечения в отрасль миллиардных инвестиций.

Что же удалось пролоббировать участникам рынка? Лесопромышленники требуют, чтобы в рамках инвестиционного проекта стоимостью от 300 млн до 5 млрд рублей для предприятия была установлена минимальная арендная плата за участок лесного фонда, а продукция глубокого передела была освобождена от вывозных таможенных пошлин. Также представители бизнес-сообщества настаивают на освобождении их от ввозных пошлин на импортное оборудование, аналогов которому нет в России, но которое понадобится для реализации заявленного инвестпроекта.

Все эти позиции нашли свое отражение в проекте постановления, которое в скором времени Минпромэнерго намерено представить правительству РФ. Как отметил заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго Петр Передерий, задача стимулирования инвесторов вкладывать средства в ЛПК в предложенном его ведомством проекте решается путем регулирования арендных платежей, ввозных и вывозных таможенных пошлин, участия государства в создании инфраструктурных объектов при реализации инвестпроектов.

МЭРТ И КУЛУАРЫ

В то время как лесопромышленники лоббировали свои интересы через Минпромэнерго, в недрах другого ведомства - МЭРТ, которому также было поручено заняться разработкой проекта этого постановления, - подготовили принципиально иной вариант. Его главная идеология сводится к недопущению всякого рода индивидуальных льгот и преференций и установлению нормальной конкурентной среды в ЛПК. В проекте постановления, разработанного МЭРТ, льготные условия для инвесторов начинаются при инвестициях в производственный проект не менее 5 млрд рублей, для инфраструктурных проектов - 3 млрд рублей.

- Когда государство хочет помочь инвестиционному проекту, оно создает условия финансирования, инфраструктуру общего назначения, энергетическую, транспортную связи, то есть создает в целом условия привлекательности осуществления инвестиций, - говорит о позиции МЭРТ Всеволод Гаврилов. - Таким образом выравнивается конкурентная среда. В этой связи нам не хотелось бы поддерживать отдельные индивидуальные преференции, касающиеся исключения из публичных режимов. Поэтому мы против освобождения от вывозных таможенных пошлин для конкретного проекта, предоставления отдельных индивидуальных льгот по вычету по налогам и так далее, поскольку это искажает конкурентную среду, искажает достаточно сильно, создает преференции.

Отсутствие преференций для крупного бизнеса в варианте проекта МЭРТ не могло не вызвать критику со стороны крупных участников рынка и поддерживающего их Минпромэнерго. Противники "МЭРТ-варианта" развернули активную PR-кампанию в СМИ, в которой поспешили заявить, что данный проект, как и проект Лесного кодекса, разрабатывался кулуарно, без учета мнения потенциальных инвесторов и лесопромышленных компаний, поэтому представляет собой документ, не способный стимулировать привлечение инвестиций в лес. По словам оппонентов МЭРТ, проект постановления содержит очень громоздкую и запутанную процедуру прохождения заявки на включение инвестпроекта в перечень приоритетных, которая на каждом этапе имеет коррупционный элемент. Справедливости ради стоит отметить, что вариант, предложенный Минпромэнерго, также не совсем прозрачен в этом плане.

Также критики МЭРТ отмечают отсутствие перечня льгот и преференций инвесторам (кроме передачи лесных участков в аренду без аукциона), готовым вложить огромные финансовые средства в создание объектов инфраструктуры в лесу и производств по глубокой переработке древесины. Для отбора приоритетных проектов МЭРТ предлагает создать несколько совещательных органов с представителями заинтересованных сторон - некий Координационный орган и Инвестиционную комиссию, где отрицательное заключение хотя бы одного члена может послужить отказом во включении проекта в перечень приоритетных.

Наталья Пинягина рассматривает систему качественных и количественных критериев отбора проектов в варианте МЭРТ как весьма спорную. В частности, среди качественных критериев предлагается чистая приведенная стоимость и внутренняя доходность, краткий алгоритм вычисления которых приводится тут же в тексте. По мнению Пинягиной, это совершенно излишне, так как существуют международные стандарты определения эффективности инвестиционных проектов, которые и должны стать главными критериями принятия инвестпроекта и исключат при его утверждении так называемый человеческий фактор.

Малому - малое

Тем не менее при принятии правительством РФ варианта, предложенного МЭРТ (а скорее всего так оно и будет, учитывая опыт принятия нового Лесного кодекса, подготовленного этим министерством), шансы у действующих лесопользователей получить привилегированное положение практически сводятся к нулю.

МЭРТ неоднозначно дает понять, что никаких льгот и преференций для нынешних участников рынка сделано не будет, напротив, государство с принятием проекта этого постановления еще сильнее закручивает гайки в сфере предоставления лесных ресурсов. При минимальном пороге инвестиций в 3-5 млрд рублей шансы участвовать в реализации приоритетного инвестпроекта получает лишь небольшое количество предпринимателей.

О том, что такой вариант негативно скажется на работе даже простых арендаторов, предупреждает президент Нижегородской ассоциации переработчиков и потребителей леса Юрий КоЧубейник. По его мнению, исключение малого и среднего бизнеса из этого процесса можно считать дискриминационным подходом в сфере распределения лесных ресурсов. Кочубейник предлагает передать полномочия по созданию перечня приоритетных проектов в субъекты РФ и признать достаточным объем инвестиций от 30 млн рублей и арендуемой ежегодной расчетной лесосекой от 20-50 тыс. м3.

Интересно, что с такой позицией согласен и крупный бизнес. На том, чтобы инвестиционные проекты в области освоения лесов и создания лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры должны разделяться на две категории - федерального и регионального уровня, - давно настаивает руководство Архангельского ЦБК. Причина проста: инвестсоглашения подразумевают участие государства в проекте, а значит, гарантируют защиту бизнеса от всевозможных рейдерских атак. Полагая, что на федеральный уровень Архангельский ЦБК может не попасть из-за крутых требований со стороны государства, руководство комбината явно рассчитывает принять участие в проекте на региональном уровне.

Размножение делением

Идею разделения инвестпроектов на разные уровни значимости поддерживают и многие приграничные регионы, у которых превалирует экспортно-сырьевая составляющая лесного комплекса. Более того, некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока сумели даже пролоббировать появление в проекте постановления льготу, предусматривающую освобождение от вывозных таможенных пошлин в отношении необработанной древесины с территории РФ на период проектирования и строительства объектов, прописанных в инветпроектах.

По словам министра лесной промышленности Хабаровского края Василия Шихалева, только такая формулировка в постановлении правительства РФ может помочь региону отказаться от экспорта круглого леса в пользу его глубокой переработки внутри страны. Сегодня региональный ЛПК живет в основном за счет вывоза необработанной древесины. Запретительные экспортные пошлины для местных лесопромышленников смерти подобны: миллионные объемы заготавливаемой древесины будет просто некуда девать, поскольку в крае нет необходимых мощностей для переработки.

Шихалев убежден, что участие Хабаровского края в приоритетном инвестпроекте с предоставлением местным предпринимателям возможности продолжать вывозить круглый лес дает реальный шанс для развития в регионе глубокой переработки древесины. Логика регионального чиновника при этом проста: пока объекты по глубокой переработке древесины, участвующие в реализации инвестпроекта, строятся, можно продолжать вывозить "кругляк" за рубеж, а заработанные деньги инвестировать в продвижение этого объекта. Как только объект построен - экспорт древесины для участников инвестпроекта тут же можно запретить, при этом указать реальные сроки и объемы экспорта древесины в рамках реализации инвестпроекта.

Однако, по мнению руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Валерия Рощупкина, шансы регионов получить такое право равняются нулю, поскольку государство четко и однозначно определило стратегию по ограничению поставки необработанной древесины на экспорт. Любая подобная льгота дискредитирует решение правительства РФ по стимулированию глубокой переработки внутри страны и создает "очередную кормушку" для недобросовестных лесопользователей. Вместе с тем руководитель Рослесхоза предложил заложить в проект постановления об инвестпроектах принцип высокой добавочной стоимости при переработке сырья, чтобы государство смогло с максимальной эффективностью реализовать свой лесной ресурс.

"Есть только совпадение"

Участники рынка в один голос предупреждают о сложностях, которые непременно возникнут в отрасли в ближайшее время в связи с повышением экспортных пошлин на необработанный лес.

С 2009 года, когда пошлины достигнут запретительного уровня, будет практически прекращен вывоз древесины общим объемом около 50 млн м3. Поэтому перед государством встает задача обеспечить наличие мощностей по переработке этого объема "кругляка". Учитывая краткий срок - полтора года - и масштабность решения данной задачи, лесопромышленники считают необходимым (и с ними согласно Минпромэнерго) предусмотреть на федеральном и региональном уровнях преференции для инвесторов, вкладывающих средства в переработку древесины.

В то же время очевидно, что государство в лице МЭРТ вновь не намерено идти на поводу у крупных лесопромышленников. Логика здесь очевидна. Введение тех или иных преференций в угоду отраслевым лоббистам недопустимо с точки зрения развития нормальных рыночных отношений и фактически сведет на нет планы по реформированию ЛПК.

Всеволод Гаврилов предполагает, что если проекты, предложенные Минпромэнерго и МЭРТ, не сольются в один документ, то правительство РФ вполне может выпустить два нормативно-правовых акта, стимулирующих инвестиционную деятельность в лесной сфере. Гаврилов признался, что его ведомство сейчас активно занимается разработкой нормативно-правовой базы заключения инвестиционных соглашений в области освоения природных ресурсов, которое президент РФ поручил подготовить после заседания Госсовета, посвященного развитию промышленности. При этом Гаврилов снова уверяет, что здесь вновь будут учтены мнения всех сторон: "Не надо нас демонизировать. Столкновения интересов нет, есть только совпадение".

Участникам лесных отношений пока ничего не остается, как верить на слово.


Россия вкладывает в глобализацию

Консолидация в мировой лесной промышленности набирает ход. По данным опубликованного вчера исследования PricewaterhouseCoopers, в 2006 году в отрасли было совершено около 280 сделок по слияниям и поглощениям на сумму более 26 млрд долларов., что на 20% превышает уровень предыдущего года.

Россия по итогам прошлого года заняла в этом рейтинге заметное место, ведь сделка по созданию СП между "Илим Палп" и International Paper стала крупнейшей в Европе, сообщает РБК daily.

Как отмечается в обзоре PricewaterhouseCoopers, средний размер сделки в мировом леспроме вырос с 90 млн долларов в 2003 году до 169 млн долларов в 2006 году. Аналитики отмечают, что по-прежнему в этой сфере лидируют компании из Северной Америки, на долю которых в 2006 году пришлось 67% стоимости всех заключенных сделок. При этом самым активным участником сделок по слияниям и поглощениям в минувшем году стала американская International Paper, которая заработала 11 млрд долларов на распродаже своих активов.

Европа же продолжает сдавать позиции - здесь в период с 2003 года было заключено только 20% всех сделок. При этом все более значимую роль в секторе слияний и поглощений играют развивающиеся страны, такие как Бразилия, Китай, Индия, Малайзия, Мексика, Польша. При этом не забыли авторы исследования и Россию. В рейтинге по итогам 2006 года сделка (оценивается примерно в 600 млн евро) по созданию СП между "Илим Палп" и International Paper занимает по стоимости первое место в Европе и седьмое в мире.

Как отмечают аналитики PricewaterhouseCoopers, Россия становится ключевой страной в процессе глобализации и консолидации лесной промышленности благодаря огромным запасам лесных ресурсов. Партнер PricewaterhouseCoopers в России Алексей Иванов, слова которого приводятся в сообщении компании, поясняет, что это обусловлено принятием нового Лесного кодекса, а также повышением пошлин на экспорт необработанной древесины и будет способствовать привлечению зарубежных инвестиций в глубокую переработку древесины. Он также добавил, что пример скандинавских игроков, приобретающих активы в отрасли и организующих производство с нуля, также может повысить интерес международных инвесторов к целлюлозно-бумажной промышленности.

По прогнозам аналитиков PricewaterhouseCoopers, в будущем количество сделок продолжит расти. Проведенный компанией ежегодный опрос руководителей ведущих мировых компаний показал, что около 27% руководителей предприятий лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности планируют осуществить международную сделку слияния или поглощения. Начальник отдела стратегического планирования и маркетинга "Илим Палп" Роман Василенко также уверен, что консолидация мировой отрасли будет продолжаться. При этом сейчас на десятку ведущих лесопромышленных предприятий приходится 27% всего производства, тогда как еще в 1990 году на них приходилось всего 17%. При этом он уверен, что ожидать бума слияний и поглощений в России не стоит. С ним согласен и директор по маркетингу и сбыту Архангельского ЦБК Антон Лойтер, который добавил, что Россия не настолько крупный игрок на этом рынке, чтобы у нас происходили масштабные слияния и поглощения: "У нас не осталось игроков масштаба "Илим Палп".

Впрочем, аналитик ИК "Антанта Капитал" Анна Крылова уверена, что в сфере слияний и поглощений наибольшая активность будет проявляться в деревообрабатывающем сегменте. По ее мнению, деревообработка остается пока достаточно раздробленным сегментом (по сравнению с ЦБП). Антон Лойтер уверен, что также стоит ожидать консолидации в сегменте газетной бумаги.

Иван Якубов

Изображения, используемые в статье, иллюстрирующие статью или являющиеся ее частью:


Все статьи "Российской лесной газеты" № 19-20 (201-202) от 30.04.2007:

[ лесная газета | архив за 2007 год ]

Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»