Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
11.12.2018
06:57
WOOD.RU > Отраслевые издания > Российская лесная газета > Архив за 2007 год
  Отраслевые книги издательства МГУЛ
Ковровские котлы. Биотопливные: водогрейные, термомасляные, паровые
Лесная отрасль
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
 
Информация портала
Поиск
05/12 Информация о размещении рекламы на портале WOOD.RU в 2019 году
22/10 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №3 (48) (октябрь 2018 года)
05/06 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №2 (47) (май 2018 года)
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

"Российская лесная газета" № 25-26 (207-208) от 15.06.2007

Крепкие сети. Объединенный Центр государственной инвентаризации и оценки состояния лесов возьмет под контроль все лесные ресурсы России

В статье по возможности сохранены форматирование, орфография и пунктуация оригинального сайта "Российской лесной газеты". Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о размещении архива газеты на портале WOOD.RU.

В. Н. Манович,
филиал ФГУП "Рослесинфорг"
("Запсиблеспроект"),
г. Новосибирск

Лесные экосистемы являются основным компонентом природной среды и обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов. В этой связи невозможно реальное прогнозирование глобальных изменений природной среды без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов России, а также без анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах.

Развитие по кодексу

С принятием нового Лесного кодекса РФ приоритетами по обеспечению устойчиво-го лесопользования Федерального агентства лесного хозяйства являются:

1. Государственная инвентаризация и оценка состояния лесов, основанная на сочетании наземных статистических методов, то есть обследования регулярной сети временных или постоянных пробных площадей, а также дистанционных аэрокосмических методов. При этом предполагается формировать оценку состояния лесов по макропоказателям устойчивости, в том числе международно признанным критериям и индикаторам.

2. Развитие методов оценки устойчивости лесоуправления на региональном уровне. Инструментом оценки станут уже наработанные методы аэрокосмического мониторинга с ориентацией на выявление негативных тенденций регионального уровня, а не на отдельные нарушения.

3. Развитие сети модельных лесов. Такие леса станут эффективным каналом проник-новения передового российского и зарубежного опыта в практику управления лесами конкретных регионов, а также полигоном для реализации международных проектов.

4. Восстановление системы защитного лесоразведения в малолесных регионах России. Эта задача природоохранного, некоммерческого плана вновь, как и в прошлые годы, становится важным государственным приоритетом;

5. Стимулирование лесопользования на экологических принципах и взаимодействие с неправительственными организациями, а также с бизнес-ассоциациями. Главный предмет этого взаимодействия - всемерная поддержка развития механизмов: независимого мониторинга и аудита лесопользования; экологического рейтингирования; добровольной сертификации; добровольных кодексов профессиональной этики и стандартов экологической и социальной ответственности бизнеса.

Ускоренное развитие получат информационные системы общего доступа, вклю-чая лесной реестр и кадастр лесных участков, данные дистанционного (аэрокосмиче-ского) зондирования, средства лесной картографии.

Еще одним подтверждением сохранения за государством контроля за состоянием лесов, их количественных и качественных характеристик является функция государственной инвентаризации лесов, главными задачами которой являются: своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на лес; оценка эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Государственные цели

Исходя из вышеуказанных задач, лесной мониторинг является необходимой ин-формационной системой для обеспечения государственных интересов в области управления лесами, включая охрану лесов и рациональное использование лесных ресурсов.

Такая информационная система должна создать возможность оперативного слежения за изменениями состояния лесов, вызванных лесопользованием, природными и техногенными воздействиями, а также регистрации и анализа поступающей информации с целью получения прогнозов и информационной поддержки принятия оперативных решений по управлению лесами. Таким образом, основой государственной инвентаризации становится мониторинг состояния лесов.

Организация лесного мониторинга, на наш взгляд, является одной из главных функциональных задач органов управления лесами. При этом объектом такого мониторинга должен являться весь лесной фонд России, независимо от форм собственности на землю и лес.

Целями проведения лесного мониторинга как составной части Единой государственной системы экологического мониторинга в Российской Федерации являются:

- оперативное отслеживание и регистрация текущих изменений в состоянии земель лесного фонда, лесопатологического (санитарного и экологического) состояния лесов, анализ динамики основных характеристик, отображающих изменения в состоянии земель лесного фонда, составление прогнозов изменения состояния, вызванных хозяйственной деятельностью и стихийными факторами;

- информационная поддержка для принятия управленческих решений по управлению лесным комплексом и охране природы для всех уровней управления;

- выполнение обязательств Российской Федерации по мониторингу состояния лесов, сохранению биологического разнообразия и устойчивому развитию лесного хозяйства.

В свою очередь лесной мониторинг в соответствии с решаемыми задачами и функциональным разделением ведомственных структур подразделяется на следующие виды:

- мониторинг лесных ресурсов и земель лесного фонда;

- лесопатологический мониторинг;

- лесопожарный мониторинг;

- специальные виды лесного мониторинга (в том числе мониторинг состояния лесов в зонах промышленных выбросов, радиационного загрязнения и других факторов);

- мониторинг малоосвоенных лесов (ведется методами дистанционного зондирования земли);

- мониторинг лесов в рамках выполнения международных программ и соглашений.

По этапам и зонам

Однако, прежде чем создавать методики осуществления мониторинга по их видам, необходимо определить концепцию организации мониторинга земель лесного фонда или лесного мониторинга.

Одним из главных критериев создаваемой системы лесного мониторинга должна быть его комплексность. То есть при проведении мониторинга решаются все вышеперечисленные задачи, с анализом всего спектра изменений состояния земель лесного фонда, вызванных как хозяйственной деятельностью, так и природными факторами (стихийные бедствия, вредители, болезни и т.д.). Это позволит использовать по максимуму возможности космических снимков и аэрофотоснимков, одновременно решать множество задач, а главное - значительно сэкономить средства, которые необходимо выделять на осуществление мониторинга.

Далее, мониторинг должен быть системным. Это должна быть не разовая работа, а работа, для которой определены задачи, сроки и периодичность их выполнения, структуры, ответственные за выполнение работ.

Безусловным, на наш взгляд, должно быть и то, что организация мониторинга должна быть поэтапной, а именно:

1. Территория России должна быть разделена на зоны (районы) мониторинга с учетом интенсивности ведения лесного хозяйства, использования земель лесного фонда. Таким образом, для каждой зоны можно будет выделить основные виды мониторинга, например, для зоны малоосвоенных северных лесов необходимо осуществлять прежде всего лесопожарный мониторинг и мониторинг состояния лесного покрова, для зоны лесов лесостепи и степных лесов - лесопожарный и лесопатологический мониторинги. Для каждой зоны должна быть установлена периодичность мониторинга в соответствии с задачами, определенными для зон.

2. Сегодня Федеральное агентство лесного хозяйства создает Центр государственной инвентаризации и оценки состояния лесов, сеть филиалов которого и будет осуществлять работы по мониторингу лесов. За каждым филиалом предполагается закрепление зоны (района) мониторинга.

3. Для ведения мониторинга изначально должна быть создана основа, на которой будет базироваться вся система мониторинга. Наиболее приемлемой основой являются лесные цифровые карты, созданные с использованием ГИС-технологий на основе материалов аэрофотосъемки или космической съемки. Однако в связи с тем, что сегодня такие карты созданы лишь на небольшую часть территории РФ (около 30%), необходимо создать на основе космической съемки карты лесов РФ в растровом формате, на которые нужно с использованием материалов лесоустройства нанести границы земель лесного фонда и квартальную сеть. Должен быть определен год начала мониторинга той или иной зоны (района), зависящий от года съемки и создания карты лесов на эту зону (район).

4. В филиалы Центра государственной инвентаризации и оценки состояния лесов должны поступать сведения о всех изменениях в состоянии земель лесного фонда, в том числе: о выполненных работах по охране, защите и воспроизводству лесов и местах их проведения, о действующих очагах вредителей и болезней, о естественном заращивании не покрытых лесом земель и переводе их в покрытые лесом земли с момента проведения последнего лесоустройства, об использовании земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Поступившие данные будут вноситься на созданную основу лесного мониторинга с редактированием как картографических, так и атрибутивных (таксационных) баз данных с последующим анализом и выработкой предложений для органов управления лесным хозяйством всех уровней (локального, субъекта РФ, федерального).

5. По мере создания лесных цифровых карт по зонам (районам) мониторинга растровые форматы основы мониторинга будут заменяться на векторные форматы (картографические и атрибутивные базы данных).

Экологический, комплексный, фоновый

В соответствии с постановлением коллегии Рослесхоза от 19 октября 1993 г. "Лесной мониторинг в России", не реализованным до настоящего времени, необходимо пересмотреть предлагаемые в постановлении три метода ведения мониторинга, ис-ходя из реалий сегодняшнего дня (наличие средств, политической воли, международ-ный фактор и т.п.).

Рассмотрим предлагаемые постановлением методы:

1. Экологический мониторинг с размещением сети пунктов постоянного наблюдения по узлам регулярной сети (по методике Европейской экономической комиссии ООН. Ведется на землях лесного фонда России, попадающих в 500-километровую полосу вдоль западной границы бывшего СССР в соответствии с принятыми ранее обязательствами (такой мониторинг ведется, например, в Белоруссии). Требует значительных денежных средств, так как является, по сути, наземным методом. Необходимость организации такого мониторинга не вызывает сомнения.

2. Комплексный мониторинг состояния лесного фонда с применением дистанционных методов наблюдения по всей площади и системы наземного контроля с выборочным размещением пунктов постоянного наблюдения с учетом природных условий, факторов влияния, экологического и хозяйственного значения лесов. Применяется в зоне интенсивного лесопользования и ведения лесного хозяйства, особо ценных и охраняемых лесах, насаждениях, подверженных неблагоприятным воздействиям в европейской части России, юге Сибири и Дальнего Востока. На наш взгляд, наиболее реален метод с учетом возможности и необходимости применения космических снимков.

3. Фоновый мониторинг состояния лесного фонда на эталонных участках, выбранных на основе ландшафтного подхода, с экстраполяцией полученных данных с помощью материалов космической съемки. Должен применяться в зоне резервных и притундровых лесов на Севере европейской части, Сибири и Дальнего Востока. Выбор элементарной единицы наблюдения зависит от уровня агрегации информации, уровня затрат и возможностей технического обеспечения. Такой вид мониторинга обязательно нужно использовать с учетом обширности территорий и необходимости минимизации затрат на ведение мониторинга.

Все вышеперечисленные методы необходимо применять. Для этого наступили как экономические, так и политические предпосылки. Необходимо разработать и законодательно утвердить положение о системе мониторинга, методику проведения мониторинга состояния земель лесного фонда, порядок финансирования работ и предприятия (структуры), на которых будут возложены задачи по организации и проведению мониторинга.

Изображения, используемые в статье, иллюстрирующие статью или являющиеся ее частью:


Все статьи "Российской лесной газеты" № 25-26 (207-208) от 15.06.2007:

[ лесная газета | архив за 2007 год ]

Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»