Книги по деревообработке издательства Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ)
WOOD.RU
Первый
лесопромышленный
портал
О WOOD.RU | Войти в ИС
Форумы | Каталог | Книги
Биржа | Карта сайта
24.04.2019
20:44
WOOD.RU > Лесная отрасль > Аналитические материалы > Архив за 2001-2004 гг.
  «Технология изделий из древесины»
Реклама на портале WOOD.RU
Лесная отрасль
 
Новости лесной отрасли
Справочная информация
Оборудование
Лесная биржа
Отраслевые издания
Информация портала
Поиск
04/04 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №1 (50) (март 2019 года)
17/01 Анонс журнала "Международная биоэнергетика" №4 (49) (декабрь 2018 года)
05/12 Информация о размещении рекламы на портале WOOD.RU в 2019 году
Генеральный партнер портала WOOD.RU — «КАМИ»
 

Вернуть утраченное. Лесоводы делают попытки восстановить Корабельные леса

В XVII в. ценили хорошую древесину. Петр I, стремившийся в Европу, в первую очередь занялся организацией морского флота, строительством кораблей. Первые морские суда были деревянными. На каждый такой корабль уходило до 400 деревьев, к которым судостроители предъявляли завышенные требования. Помимо обычных качественных характеристик древесины деревья должны были соответствовать особенностям постройки кораблей по форме, прочности, весу и упругости. Последние два условия в первую очередь относились к мачтовым деревьям, идущим на основные части корпуса судна - поперечный и продольный набор, обшивку, палубочный настил и рангоут. На "принципиальные штуки", как тогда говорили, шли только деревья дуба, лиственницы и сосны. Для небольших частей корабля, его внутреннего устройства использовалась древесина ели, осины, березы, липы, акации...

Корабельные деревья делили на два разряда. К первому относили дуб, лиственницу и сосну. Дуб употребляли на строительство больших кораблей, а лиственницу - для кораблей второго ранга. Из сосны строили фрегаты и небольшие военные суда. Ко второму разряду относили березу, ель, ясень, клен, осину, ольху, липу, бук. Позже при кораблестроении использовали пихту, ольху, осокорь, тополь, даже черемуху и рябину - на обручи вместо ивы.

Значение леса как источника строительного материала в те стародавние времена сопоставимо, пожалуй, с ролью нефти сегодня. Тогда понимали необходимость беречь ресурсы во имя процветания России. Так что уже в 1703 г. все древесные породы, используемые в кораблестроении, были объявлены заповедными, и за их самовольную рубку людей отправляли на пожизненные каторжные работы и даже на смертную казнь.

Правда, при Екатерине I контроль за лесонарушителями со стороны государства ослаб, махровым цветом расцвели в лесах воровство и самовольные порубки. Не лучшие времена для корабельных лесов были и при Екатерине II, которая предоставила каждому частному лесовладельцу "всевозможную свободу пользоваться по лучшему его изобретению всеми лесами, кои в собственных его дачах произрастают".

Постоянные жалобы на истребление корабельных лесов заставили правительство принять меры по реформированию лесного управления, но это произошло только в самом конце XVIII в. 26 мая 1798 г. при Интендантской Экспедиции Государственной Адмиралтейской Коллегии был образован особый Департамент для лесной части, названный позже Лесным Департаментом.

Великая эпоха корабельных лесов закончилась в 70-х гг. позапрошлого столетия одновременно с завершением эпохи деревянного флота, сделавшего Россию одной из ведущих морских держав.

В наши дни, кажется, осознали масштабы лесных потерь. И решили, насколько это вообще возможно, вернуть былое. Тем более, что восстановление утраченных насаждений вполне отвечает общеевропейской концепции сохранения биоразнообразия.

Эта история началась в 1998 г., с общероссийского съезда лесоводов в Новгородской области, на которой присутствовал профессор Санкт-Петербургской лесотехнической академии Г.И. Редько. Этот человек давно занимается историей лесного хозяйства России, в частности Северо-Запада. Именно тогда, на встрече лесоводов, он предложил новгородской лесной администрации заняться восстановлением бывших Корабельных лесов. Благодаря возможности доступа к ценнейшим архивам Санкт-Петербургского Адмиралтейства и Эрмитажа, к тому времени Г.И. Редько успел изучить историю Корабельных лесов Архангельской области и Карелии. Основным источником сведений о них стал рукописный "Генеральный атлас, сочиненный Адмиралтейской чертежной разных годов описей всякого рода лесам" 1782 г. На основе Атласа была подготовлена карта бывших корабельных лесов с привязкой их к существующей организационной лесохозяйственной сети (лесхоз, лесничество, квартал).

На очереди стояла Новгородчина. Новгородское управление лесами обратилось в проектно-изыскательский институт "Росгипролес" (Москва) с заказом провести работы по выявлению и изучению Корабельных лесов на территории Новгородской области. Помимо "Росгипролеса" в работах участвовал вышеупомянутый профессор Г.И Редько и доцент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Е.М. Литвинова.

В процессе изучения истории Корабельных лесов удалось выяснить, что 76 % выявленных корабельных рощ оказались широколиственными насаждениями - прежде всего дуба, а также клена и ясеня. Новгородские дубы отличались высокими размерными показателями и превосходным качеством древесины. Некоторые деревья имели расстояние от комля до крупных сучьев 20 м, а диаметр в верхнем отрубе достигал 80 см. Нетрудно представить, сколько потеряла Россия, учитывая, что сейчас коммерческая цена заготовленной древесины дуба в среднем равна 140 долл. за куб м.

В настоящее время участки бывших Корабельных лесов заняты вторичными лесами. На Северо-Западе всегда стремились к восстановлению хвойных пород - ели и сосны. Между тем приблизительно 5 % всех площадей, покрытых лесной растительностью, могли быть использованы для восстановления именно широколиственных лесов, считают специалисты "Росгипролеса". Дело в том, что широколиственные леса устойчиво наследуют пригодные для них ландшафты и условия местопроизрастания и зачастую имеют неплохие таксационные показатели. Это позволяет надеяться, что методами селекции возможно восстановление широколиственных насаждений и их былой продуктивности.

Современное распределение участков корабельных лесов и рощ по основным породам в лесхозах Новгородской области

Лесхоз Всего участков корабельных лесов и рощ Дуб Сосна Ясень Клен
Всего %
Батецкий 1 2     1  
Боровичский 3 4   3    
Валдайский 3 4 3      
Валдайский НП 1 2 1      
Волотовский 1 2 1      
Демянский 2 3 2      
Крестецкий 5 7 5      
Маревский 10 15 7 3    
Новгородский 2 3 2      
Новоселицкое ОЛХ 7 11 5 2    
Окуловский 7 11 3 3 1  
Парфинский 2 1 2      
Поддорский 1 2 1      
Солецкий 3 4 1   1 1
Старо-Русский 7 11 7      
Хвойнинский 1 2   1    
Холмский 7 11 7      
Чудовский 3 5   3    
Итого 66 100 47 15 3 1
% 100   71 23 5 1

Распределение участков корабельных лесов по основным породам

Наряду с работами по приведению в известность корабельных лесов Новгородской области, институтом была проведена колоссальная работа по изучению насаждений широколиственных пород на территории бывших усадебных парков и садов Новгородской области. Было изучено 159 парков, находящихся на учете Управления государственного контроля и охраны памятников истории и культуры Новгородской области как памятники садово-паркового искусства, где растут деревья широколиственных пород, которые могли бы использоваться для сбора семян и репродуктивного материала.

В 2002 г. "Росгипролес" подготовил "Отчет о произрастающих в Новгородской области насаждениях интродуцентов, редких местных видов и бывших корабельных лесов и рощ". В нем приводится анализ современного состояния лесов Новгородской области, картографический материал и рекомендации по ведению хозяйства и восстановлению широколиственных насаждений. Дальнейшим шагом в этом направлении стала разработка проектов ведения хозяйства и восстановления ценных пород в конкретных лесхозах. Так, в плане института на 2002-2003 гг. значится разработка подобного проекта для Солецкого лесхоза Новгородской области.

Иветта Красногорская
28/02/2003

[ аналитические материалы | 2001-2004 гг. ]

Интернет-форумы лесной отрасли для торговли и общения
© «Альдема», WOOD.RU | E-mail: info@wood.ru
При использовании информации ссылка на WOOD.RU обязательна.
Рейтинг@Mail.ruSpyLOG
HotLogCOUNT.WOOD.RU
УЦ «Альдема»Веб-студия «Сибирская паутина»